Во франчайзинге понятие малого и крупного бизнеса переплетаются. Крупные компании (франчайзеры) заключают долгосрочные договоры с мелкими фирмами, индивидуальными предпринимателями (франчайзами) на право вести бизнес от имени франчайзера.
Стоимость франшиз зависит от раскрученности бренда. Условия сотрудничества также бывают индивидуальные.
Смысл бизнеса по франшизе в том, что предприниматели могут воспользоваться уже готовыми решениями для организации собственного бизнеса, а франчайзеры развивают рынок сбыта своей продукции.
Есть два вида франшиз:
Прямой франчайзинг. Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). По такому принципу работает американская компания Subway Russia, штаб-квартира которой находится в Неваде. Все решения о выдаче франшизы принимает американский офис, на его же расчетный счет ежемесячно перечисляются роялти.
Мастер-франшиза. Международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Таким образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату. Такую схему выбрал, например, Kоdak, поручив курировать свою сеть российскому ООО «Кодак».
В Россию франчайзинг пришел в начале 90-х годов. Сейчас самыми популярными и недорогими франшизами являются ZaraZara, Империя Покера, Discount 365, Dj.Jeans, Мыльная мануфактура, Jennifer Lo Bijouterie, 33 пингвина.
Самая известная и недоступная франшиза Макдоналдс.
Самая вкусная франшиза: Шоколадница. Очень много запросов на данную франшизу идет от людей, которые еще в советские времена посещали это знаменитое заведение. К сожалению, франшиза сейчас не продается.
Photo by Vaishnav Chogale on Unsplash