Чем обоснованы изменения в свод правил?
Владимир Островский,
главный государственный инспектор Кировской области по пожарному надзору
Действительно с 20 июня 2011 года вступили в силу изменения в пункт 14.4 свода правил СП 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», которые затронули вопрос необходимости передачи извещений о пожаре в подразделения пожарной охраны.
Следует отметить, что проработка данного вопроса ведется МЧС России еще с 2007 года, когда была разработана «Концепция построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов». Передача извещений о пожаре в подразделение пожарной охраны- это основная составляющая указанной системы.
Отмечу, что следует отнестись к решению данного вопроса с пониманием. Затраты на передачу извещения о пожаре в пожарную охрану несоизмеримы с возможными последствиями от пожара.
Какое значение имеют поправки в закон?
Сергей Лашуков,
директор компании «Молния»
Изменения в нормы имеют большое значение для бизнеса. Во-первых, бизнес становится еще более защищенным, так как при первом же срабатывании системы сигнализации к пострадавшему выедет пожарный автомобиль, а значит выиграется время. Во-вторых, это заставит недобросовестных обслуживающих организаций подходить к работе более ответственно, чтобы исключить возможность ложных вызовов. В-третьих, собственники, у которых сигнализация находилась в неисправном состоянии, приведут свои системы в рабочее состояние.
Повысится ответственность руководителей и собственников за соблюдение требований норм пожарной безопасности, а значит улучшится состояние пожарной безопасности, снизится возможность возникновения пожаров и последствий от них. При этом появилась возможность выбора, как соблюсти те или иные нормы пожарной безопасности: либо через проверки госпожнадзора, либо через проведение процедуры независимой оценки риска.
Рудковский Сергей,
исполнительный директор компании «Легион-Байкал»
Поправки к Закону действительно вышли, но власти никак не прокомментировали изменения, поэтому сейчас мы не видим никакого значения данных поправок. На практике данные изменения будут только мешать, потому что пожарные будут выезжать на ложные вызовы, будет теряться время. Пожарная машина может выехать на ложный вызов и не успеть на место реального происшествия. Сейчас же сигнал поступает сначала в охранную фирму, а мы, удостоверившись, что он не ложный, направляем сигнал в пожарную часть. Кроме того, надо учитывать, что изменения касаются не всех организаций, а только социальных учреждений: школы, детские сады, больницы. Поэтому складывается ощущение, что изменения не принесут как таковой пользы. Они выгодны лишь некоторым организациям.
Андрей Солодянкин,
исполнительный директор "Федерации предприятий пожарной безопасности Кировской области"
Как и все вновь принимаемые нормативные акты настоящий документ сыроват и вызывает множество вопросов как у заказчиков так и у подрядчиков, выполняющих работы и услуги в области пожарной безопасности.
Естественно, что в свете последних изменений, внесенных в кодекс об административных правонарушениях, который кардинально изменил суммы штрафов за невыполнение в срок законного предписания или выявленные нарушения правил пожарной безопасности такие вопросы требуют скорейшего разрешения, ведь для многих малых предприятий штрафы размерами 200 – 400 тысяч рублей просто губительны.
Владимир Островский,
главный государственный инспектор Кировской области по пожарному надзору
Использование системы адресного мониторинга раннего обнаружения пожара на объектах с автоматической передачей по радиоканалу или другим линиям связи сигнала тревоги в пожарную часть (без участия «человеческого фактора») даст возможность сократить (до 1 минуты) среднее время сообщения о пожаре.
Основными целями построения системы адресного мониторинга безопасности объектов, включающей в себя передачу извещений о пожаре, являются:
1) раннее обнаружение пожаров с последующей автоматической передачей сигнала непосредственно диспетчеру в подразделение пожарной охраны с использованием радиоканальных (беспроводных) систем передачи информации;
2) полное исключение «человеческого фактора» задержки сообщения о пожаре, что позволяет независимо от действий дежурного персонала объекта передать сигнал («пожар», «угроза пожара») в пожарную часть, с указанием адреса объекта, местоположения сработавших извещателей (конкретное место в здании, помещение, сооружение);
3) возможность отображения всех событий у диспетчера в реальном масштабе времени, что обеспечивает своевременное принятие решений и соответственно позволит значительно снизить гибель людей и материальный ущерб от пожаров;
4) повышение оперативности реагирования на угрозу или возникновения пожаров, эффективности взаимодействия привлекаемых сил средств, постоянной готовности и слаженности их совместных действии.
С какими проблемами уже пришлось столкнуться?
Андрей Солодянкин,
исполнительный директор "Федерации предприятий пожарной безопасности Кировской области"
Основными не разрешенными на местном уровне вопросами являются пункт 14.4., где говорится – «На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы», после прочтения этого пункта возникает масса вопросов, к примеру:
1) Куда конкретно, в какое подразделение пожарной охраны должны передаваться извещения о пожаре? Кто выдает для этого технические условия?
2) Удовлетворяет ли частная пожарная охрана (ООО) требованиям данного изменения № 1 в СП?
3) Что значит «другие линии связи»? Какие? Телефонные линии, Интернет, GSM-?
4) Кто определяет стоимость услуг по подключению к пульту пожарной охраны и величину абонентской платы за пультовую охрану?
5) Кто и как организует взаимодействие организации проводящих плановое ТО АУПС и оперативного персонала пожарной охраны, в том числе при проведении регламентных работ, ложных срабатываний на пар, на курение и даже на затопление водой. (к примеру в домах престарелых)Будет ли отвечать подразделение пожарной охраны, куда выведен сигнал, за противопожарную защиту объекта материально?
6) Каким образом должен выделяться радиочастный ресурс, и кто его будет оплачивать.
7) Кто будет собственником оборудования, установленного в подразделениях пожарной охраны.
8) Каким образом будет осуществляться взаимодействие между подразделениями пожарной охраны и создаваемой единой дежурно-диспетчерскской службой муниципальных образований.
Еще одним неразрешимым вопросом на местном уровне является требование пункта 15.1, в котором говорится – «Электроснабжение систем противопожарной защиты зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей должно обеспечиваться от трех независимых взаимно резервирующих источников питания, в качестве одного из которых следует применять автономные электрогенераторы». Возникает вопрос – на каждом объекте с круглосуточным пребыванием людей (детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений) необходимо теперь установить дизель-генераторы (вместе с пожаротушением в помещении дизельгенераторной)?
Справка:
Высылка подразделений пожарной охраны должна осуществляться по извещению о пожаре, полученному диспетчером ПЧ от объектовой системы пожарной сигнализации по радиоканалу или другим каналам связи (по каналам GSM, выделенным и занятым телефонным линиям связи и по оптоволоконным каналам).
При внесении изменений в нормативные документы, МЧС России были учтены масштабы решаемых вопросов. Поэтому требования по обязательному выводу сигнала о пожаре распределены дифференцированно, в зависимости от функционального назначения объекта и контингента, пребывающих в нем людей, их состояния и возраста.
В соответствии со сводом правил СП 5.13130.2009 безусловным является требование по выводу извещений о пожаре в пожарную охрану только для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские дошкольные образовательные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений) и Ф4.1 (общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения дополнительного образования детей, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования) независимо от наличия на них персонала, ведущего круглосуточное дежурство. То есть для указанной группы объектов требования по своевременной передаче сигнала о пожаре более ужесточены.
Для всех остальных объектов выполнение данного требования определяется следующим условием. Осуществляется на объекте круглосуточное дежурство персонала или нет. Если имеется дежурный, который в круглосуточном режиме следит за работой систем автоматической пожарной сигнализации, то он в силах своевременно среагировать на создавшуюся ситуацию. Соответственно, если сигналы о срабатывании на объекте и ранее, поступали к персоналу, ведущему на нем круглосуточное дежурство и сейчас таковое дежурство продолжается, инспектор может только порекомендовать вывести сигнал в подразделение пожарной охраны.