Сегодня о своих путешествиях нам рассказал человек, который уже объехал, наверно, полмира. Столько же мест еще предстоит ему посетить. Зачем он это делает? Виктор Николаевич сам отвечает на этот вопрос: «В путешествиях можно открыть новый мир. Мы для европейцев полная экзотика».
О тяге к впечатлениям — в интервью с Виктором Ведерниковым, заместителем директора автосалона «Союз».
В 2010 году я был в путешествиях уже пять раз. На мой взгляд неправильно отпускать людей в отпуск только один раз в год. Я всем советую отдохнуть несколько раз, но недолго. Это нормально. Когда работаешь постоянно, энергия заканчивается — человек от работы устает. Нужно сделать небольшой паузу, расслабиться. Потом человек с большей энергией начинает работать, у него коэффициент полезного действия повышается.
Наверно, сотрудники очень любят Вас после этого?
Смеется. Я против длинных отпусков. Человек отдохнул так, что выпал из темы. Опять нужно входить в рабочее русло. На мой взгляд, это проблема. Лучше много раз понемногу отдохнуть.
Легко ли сейчас уехать путешествовать по Европе на машине?
Раньше уехать в Европу было очень сложно. Административные барьеры реально есть, их списывать нельзя. Кстати, для сравнения нам легче приехать в Европу, чем европейцам в Россию.
Сегодня мы с Белоруссией находимся в едином таможенном пространстве. Условно говоря, раньше некоторые товары нелегко было провести через границу. Сразу попадаешь на декларирование: очереди выстраивались на трассе Москва-Брест. Например, покупали в Германии электронику (кстати, там дешевые товары), но в Россию через Белоруссию ее не провести. Можно было, конечно, продать купленную технику в Белоруссии и некий бизнес организовать... К счастью, сегодня таможенные проблемы остались в прошлом. На границе сейчас 15 минут туда ждешь, 15 минут обратно. Сравните все это с 5 часами! (трасса Рига - Москва)
Почему Вы выбрали именно путешествия по Европе?
Сегодня в Европу съездить на автомобиле доступно. Мы говорим к морю — это один отдых, а по местам, где написана история мира - совсем другой. Эти вещи даже нельзя сравнивать. Хотя человеку нужно и то, и другое. Просто каждый должен определиться, что он хочет в настоящий момент.
Виктор Николаевич, Вы с кем обычно ездите путешествовать?
Всегда разные варианты. Бывает и с семьей, но их ведь не всегда отпускают в отпуск. Но компания все равно собирается — сели и поехали.
Что для Вас главное в поездке?
Поездка сама по себе отдых. Некоторые считают, что приехали они в какое-то место и начали отдыхать. Но это не так. Здесь главное — смена впечатлений. В России такую смену пейзажей по дороге вряд ли встретишь. Например, едешь из Кирова в Москву и видишь те же сосны, березы. А вот уже в Белорусии картинка за окном меняется.
В Польше едешь по шоссе, смотришь на природу, еще по радио у них играет современная музыка на английском языке, пейзажи замечательные изменяются. А изнутри приходит внутреннее вдохновение. А это за деньги не купишь...
А Вы всегда на своем автомобиле путешествуете?
Не всегда. В этом году в Рио-де-Жанейро летал. Ясно, что на машине туда не поедешь.
Автостопом пробовали?
Нет, Боже упаси.
Сразу ли видно разное восприятие жизни русских и европейцев?
Некоторые нюансы просто удивительны, хотя вчера мы с белорусами жили в одной стране. В Белоруссии сейчас живет много моих друзей, но мыслят они совершенно по-другому. Белорусы, например, к русским хорошо относятся, но сами практически никуда не выезжают. Хотя у них Польша совсем рядом. У них все равны по достатку и положению. В этой стране все время думают о том, как будут выглядеть в наших глазах, в глазах стран Евросоюза, волнует их это.
Хотя мы, русские, не очень беспокоимся о том, какими кажемся со стороны. Ясно, что у нас не все в порядке, хватает разных людей. Но имидж стране создают продвинутые люди. Можно сказать, что мы - страна контрастов. Белоруссия же вся ровная. Тем более, что в этой стране все государственное, даже автомойка.
А русских вообще хорошо воспринимают?
Очень хорошо. Хотя где находится Киров, они не понимают, знают только Вятку. Просто у них в учебниках Вятка написано.
Почему в Кирове остались жить?
Для меня очень дорого, что мое детство прошло там, где я живу сейчас. Многие знакомые уехали из Кирова. Но все равно хочется ногами пройтись по той дороге, по которой ходил в школу. По своей земле походить дороже, чем какие-либо деньги. Не каждому доводится такая вещь. И это надо ценить. Жаль, что это делают не все.
Когда приезжаете в какой-то город, то куда едете первым делом? Гостиницу сразу искать?
Нет, сейчас по интернету забронировать номер намного проще и потом не беспокоиться об этом. Единственное, туда обязательно нужно приехать к часу бронирования. А самое важное — парковка. Например, в Германии ее дешевле 28 евро не возьмешь. А так в среднем отель и паркинг стоит 39 евро.
Что же касается экскурсий, то все смотреть и не надо — будет просто передозировка информации. Например, по историческим местам Парижа можно ездить бесконечно. Но переполнишься информацией и все станет неинтересно, захочется быстрее обратно, на Вятку.
Нужно сразу четко понять, что хочешь увидеть. Все планировать и моделировать еще до отправления. Когда с маршрутом определяешься, то уже можно бронировать отель.
На Ваш взгляд, где в Европе самые лучшие дороги?
В Польше - типа Киров-Слободской. Они хорошие и их много, но узкие и в пробках. В Германии дороги разные.
Интересные дороги в Австрии и Швейцарии. Это гористые страны, но там нет серпантинов, а автобаны абсолютно прямые. Там дороги прорублены прямо в горах. Пусть немного скучно без серпантинов, но адреналина хватает на горнолыжных стадионах.
А самые лучшие дороги в Белорусии. Трасса Москва-Брест (от границы Белоруссии) я считаю, что самая лучшая трасса Европы. Она широкая (как и в Германии), там нет пересечений, везде мостовые развязки, сделаны специальные парковки. Они адекватные по германским меркам. Но на них движения меньше, поэтому я их ценю и ставлю на уровень выше. В Германии дороги забиты.
В Белорусии есть 4 платных участка по 0,5 евро при стоимости бензина на 5 рублей дороже, чем у нас, их можно назвать бесплатными. Тем более, когда это прямая идеальная дорога.
В Германии платных дорог нет. Как и во всех развитых странах.
В России почти все дороги бесплатные...
Не считая под Липецком, где платную строят, но она мне не очень нравится...
Эффектная трасса Лилль-Париж. Параллельно справа проходит железнодорожная линия. Идешь 160 км/ч, и скоростной поезд тебя как стоячего обходит. Не говоря уже о встречном — тот вообще пролетает. А слева ветряки замечательно смотрятся. Особенно вечером. У ветряков есть красные лампочки, которые мигают не синхронно. Едешь вечером и смотришь на небо в красных огоньках!
Виктор Николаевич, расскажите про полицию.
Кстати, полицейские в Европе стоят только на границе с Швейцарией. Здесь действует шенгенская виза, но страна не входит в Евросоюз, поэтому 34 евро надо заплатить за поездку. Больше полицейских на дорогах нет. Сначала я все ехал по правилам, а то непонятно, во что в конечном итоге эти штрафы выльются... Но правильно ехать невозможно — все нарушают.
Мы ехали по Айбергену в Голландии (13 000 население, старше Кирова), там чистота идеальная, даже мусор никто не кинет на тротуар. На город всего лишь два полицейских. Хотя полиция там имеет скорее представительский характер. На место преступления никто не выезжает, даже штрафы автомобильные не выписывают. Самое страшное, если ты свой автомобиль поставишь на парковку для инвалидов. Я конечно, не экспериментировал, но вполне возможно, что тогда авто зафиксируют в базе и шансов получить визу будет намного меньше.
А как с радарами на дорогах?
В Голландии дороги электроникой нашпигованы. При этом никто штрафов не выписывает. Кстати, в Европе непривычное ограничение скорости — оно днем больше, чем у нас. А вечером все светофоры работают в режиме автономии, то есть он со всех сторон красный. Придется долго ждать, когда загорится зеленый, если до этого сильно превышал скорость, радары все это фиксируют и сопоставляют с номером машины. А если до этого правил не нарушал, то вечером на светофоре будут все линии зеленые.
У нас бы все с ума сошли.
Давайте немного к истории вернемся. Вы давно за рулем?
Конечно, впервые сел за руль, когда еще прав не имел. Это было в 9 классе. Но тогда и движение по Кирову было не такое оживленное.
А с чего вообще началось ваше увлечение автомобилями?
Все с детства началось. И папина машина здесь сыграла большую роль. Это был Москвич 407.
Я подметил удивительную вещь. Для тех, кто увлекается группой «Биттлс», есть дата, когда британская группа стала знаменитой. Это 23 октября 1963 года. Представляете, оказалось, что папа зарегистрировал свою машину именно в этот день! Это смутное воспоминание из детства, связанное именно с автомобилем.
Почему решили организовать именно автосалон?
Просто так сложилось. Каждый из нас старается вложится в те идеи, которые будут реализовывать наши возможности. Я в 1997 году вышел на пенсию, и начал заниматься услугами. Но вечно ведь этим заниматься не будешь. Потом постепенно пришли к автосалону, потом получили дилерство и так далее.
Почему «Союз»?
Потому что в начале 2000-х все названия автофирм заканчивались на «лада», но у нас продавались еще и автомобили марки ИЖ. У нас же получился союз ИЖей и Лад.
Что слушаете за рулем?
Опять же в Белоруссии УКВ все государственные, транслируют песни про Родину. Кстати, интересно послушать новости. Например, диктор ведет передачу на белорусском языке про то, как выдворили польских дипломатов, а потом берет интервью у замначальника милиции, и тот начинает говорить по-русски. Немного непривычно это (смеется).
Хотя вся Белоруссия разговаривает на «моросянке». Это смесь белорусского и русского. На чистом белорусском разговаривают только в деревнях, изредка можно его услышать на заправках.
В другой стране не всегда найдется человек, который по-русски разговаривает. Как из этой ситуации выйти?
Об этом даже не задумываешься. Главный переводчик — деньги.
Забавный случай был в Амстердаме. У меня навигатор дал сбой. А посмотрел по карте: идет северная часть и дальше море. Думал, что это весь Амстердам. А оказывается, залив разделяет город на две части. Мы немного свернули и попали через тоннель в другую часть города. Чем дальше мы едем, тем больше новостроек. А мы думали, что все — там уже море. Смотрим объездная дорога. Какая объездная? На карте ничего нет! Навигатор молчит.
А путешествовали тогда с приятелем, который в школе и в академии изучал французский. Но он знает этот язык еще хуже, чем я немецкий. Однако мы отправили его выяснить дорогу у прохожих, у жительницы Амстердама. Он с ней разговаривает, и я вижу, что у нее глаза от удивления уже на лоб лезут. Потом он возвращается в машину и говорит: «Я ничего, кроме слова «бус» не понял». Оказывается, что она сказала нам: «Езжайте за автобусом» (смеется). Представляете, жительница Амстердама по-голландски ничего не понимает, разговаривает на арабском и немного на французском.
Куда еще собираетесь съездить?
Мы в октябре поедем Прага-Гамбург-Амстердам-Париж-Барселона-Монте-Карло-Зюльден-Будапешт-Россия.
Обязательно в Гамбурге всем покажу музей прототипов. А в Монте-Карло есть замечательный музей океанографии Жак Ив Кусто. Про него говорят очень мало, а это мировой шедевр. Внутри - сплошные аквариумы. Он очень красивый с точки зрения архитектуры и бесценен по содержанию. Сразу оцениваешь, насколько тонка и хрупка наша природа. Каждый там должен хотя бы раз в жизни побывать.
Я считаю, что в Европе обязательно нужно в Праге побывать. В Германии, Голландии и Франции очень много исторических мест. В Италию и Швейцарию я ездил, но больше туда не тянет.
Италия, кстати, очень разная. Есть часть для туристов, где все достаточно дорого. Однажды мы ездили в Сан-Марино, оттуда в Пизу по внутренней дороге — там уже не туристическая часть. В этой части все намного дешевле, можно попробовать настоящую итальянскую пиццу. В нетуристической части живут простые итальянцы. Правда, они и говорят только по-итальянски, так что об английском, немецком и русском языках можно забыть. Но все равно очень увлекательно.
Как выбираете маршруты?
Заранее это делаем, чтобы много не набирать. Страны и города выбираем по интересам. Впрочем, маршруты маршрутами, а например, приедешь в Мюнхен, хочется побывать в 25 местах. Надо чем-то пожертвовать.
Где дешево?
В Польше дешево, потому что есть конкуренция, и компании демпингуют друг перед другом. Например, там за 16-19 евро можно взять полноценный завтрак, ночевка и парковка. В Чехии тоже все дешево. Только представьте, мы ночевали в центре Праги в номере за 16 евро. В переводе это 640 рублей. В России есть такие цены? Даже в Кирове нельзя пожить на эти деньги. А в центре Праги, оказывается, можно.
Кстати, не зря забронировали. Мы не знали, а как раз в это время в Праге проходил отборочный тур чемпионата по футболу Чехия-Шотландия. Все было переполнено.
В живую не пошли смотреть футбол?
Нет, зачем? Вечером приехали и матч уже шел.
Я понял, что Прага — это жемчужина всего мира. Туда многие из Германии приезжают на выходные.
Какие страны дорогие?
Швейцария — дорогая страна. Мы там были не в сезон, платили за сутки 45 евро. Но все понимают, что Австрия, Германия и Голландия — страны, где услуги дорогие, а товары дешевые.
В Германии, когда заходишь в магазин за бутылкой минералки, то при входе пустую пластиковую бутылку сдаешь и тебе засчитывается бонус. Правда, на улице эту бутылку нельзя подобрать, они так просто не валяются. В магазине с бонусом бутылка минеральной воды стоит 9 рублей в переводе на наши деньги, а без бонуса — 25 рублей. Так природу засорять уже никто не будет пластиковыми бутылками.
Что привозите из путешествий?
В Россию из-за границы обычно мало что привозишь. Здесь уже удивить чем-нибудь сложно, кроме двух вещей. В Финляндии - чай и кофе, которые от наших сильно отличаются. И голландские соки — разница с нашими диаметрально противоположная. У них соки без добавок и консервантов, быстро портятся, но очень вкусные.
А в целом: путешествуйте, узнавайте мир и возвращайтесь домой!