Сейчас по неведомым причинам многие начали забывать о теории изобретательских задач (ТРИЗ). А ведь она могла бы реально помочь бизнесу в решении его многочисленных задач.
ТРИЗ была презентована как альтернатива многочисленным и малоэффективным методам активизации перебора вариантов, позволяющая "превратить процесс решения изобретательских задач в точную науку".
На мой взгляд, явным плюсом этой методики является то, что она была изобретена в нашей стране. Сейчас практически все технологии, которые внедряет наш бизнес, пришли из-за границы. Их нужно адаптировать для российской действительности. А когда методика уже родилась в нашей стране, пусть даже еще в Совестком Союзе, то она уже работает на знаменитом русском менталитете.
Патентный фонд содержит описания миллионов изобретений. Каждое описание является документом, относящимся к эволюции техносферы. Изучение этих документов показывает, что жизнеспособными оказываются только такие изобретения, которые изменяют исходную систему в направлении, предписываемом законами развития технических систем. Знание закономерностей дает возможность резко сузить зону поиска, заменить угадывание научным подходом.
Практически единственной в настоящее время методологией поиска новых решений, основанной на этом подходе, дающей стабильные положительные результаты при решении самых разных задач, доступной для массового изучения и использования в производственных условиях, является теория решения изобретательских задач.
Отечественная теория решения изобретательских задач принципиально отличается от метода проб и ошибок и всех его модификаций. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку.
Для справки.
Теория решения изобретательских задач появилась в 60-х годах в СССР. Основателем ее являлся Г.С. Альтшуллер, писатель-фантаст, инженер, изобретатель.
ТРИЗ представляет собой набор методов, объединенных общей теорией. Эта методика помогает организовать и построить мышление изобретателя, найти идеи и задумки для изобретения. Кроме того, ТРИЗ делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня.
Методика строиться на законах развития технических систем.
Как и в любой системе у ТРИЗ есть инструменты, без которых найти решение вряд ли получится. Один из самых главных назван АРИЗ. Это алгоритм решения изобретательских задач. АРИЗ представляет собой ряд последовательных логических шагов, целью которых является выявление и разрешение противоречий, существующих в технической системе и препятствующих ее совершенствованию.
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) состоит из 9 этапов.
1. Выбор задачи.
2. Построение модели задачи.
3. Анализ модели задачи.
4. Формулирование ИКР (идеального конечного результата).
5. Выявление противоречий.
6. Разрешение противоречий: в системе, во времени, в пространстве, в структуре, в отношениях.
7. Развитие полученного ответа.
8. Анализ хода решения.
9. Выводы.
Но это еще не все. в инструментарий ТРИЗ входят таблица устранения технических противоречий, стандарты решения задач, вепольный анализ, указатель физических эффектов и методы творческого изображения. Пугаться этих терминов не стоит. Давайте разберемся, за что каждый из них отвечает.
Таблица устранения технических противоречий, в которой противоречия представляются двумя конфликтующими параметрами. Эти параметры выбираются из списка. Для каждого сочетания параметров предлагается использовать несколько приемов устранения противоречия. Всего 40 приемов. Приемы сформулированы и классифицированы на основе статистических исследований изобретений.
Стандарты решения задач. Сформулированы стандартные проблемные ситуации. Для разрешения этих ситуаций предлагаются типовые решения.
Вепольный (вещественно-полевой) анализ. Определены и классифицированы возможные варианты связей между компонентами технических систем. Выявлены закономерности и сформулированы принципы их преобразования для решения задачи. На основе вепольного анализа были расширены стандарты решения задач.
Указатель физических эффектов. Описаны наиболее распространенные для изобретательства физические эффекты и возможности их использования для решения изобретательских задач.
Методы развития творческого воображения. Используется ряд приемов и методов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении творческих задач. Примерами таких методов являются Метод маленьких человечков и Оператор РВС.
Техника маленьких человечков
Любой объект или предмет можно разделить на тысячи и миллионы частичек. И чтобы понять, что это деление однотипно, изобретатели в воображении представляют его как целую толпу маленьких человечков. Значение имеет каждый из них. Но таким образом с системе появляется и наглядность, и простота. Причем, делить человеческий организм никто не заставляет.
Начнем с самого начала. У нас есть объект и нам надо его усовершенствовать. Берем его часть, которая просто не в состоянии выполнить необходимые нам задачи и представляем ее в виде маленьких человечков. Затем нам нужно выделить из них группу тех, кто справляется (перемещается) по условиям нашей задачи. Это модель. Теперь ее надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.
В середине 80-х годов прошлого столетия Теории решения изобретательских задач начали обучать специалистов предприятий электротехнической отрасли в рамках внедрявшегося там метода функционально-стоимостного анализа. Однако из-за кризиса промышленного производства в России, последовавшего в результате реформ начала 90-х годов, использование на предприятиях отрасли ФСА полностью прекратилось. Оказалась невостребованной и ТРИЗ.
Впрочем, сейчас в российских университетах студенты технических специальностей изучают ФСА. Однако эта методика так и остается теорией.
Для справки. Представьте себе обычную шариковую ручку. Мы привыкли, что при производстве стоимость рассчитывается исходя из каждой детали. Столько-то стоит колпачок, столько — пружинка, стрежень и так далее. ФСА же предлагает оценивать не комплект, а функцию. Например: функция «писать на бумаге» стоит столько, а открыть ручку столько. Согласно опыту зарубежных компаний, таким образом удается значительно снизить расходы на себестоимость продукции, тогда как прибыль возрастает. Разницу оценивают в миллиарды долларов в год.
Каждый элемент изобретения, составляющий систему, обладает своими ресурсами. Комбинируя ресурсы прошлого, настоящего и будущего, можно создавать удивительные сочетания как между самими ресурсами, так и между однородными и разнородными системами. В результате такой работы можно получить большое количество вполне воплощаемых в рекламе идей — новых и неповторимых, красивых и сильных.
Главный закон развития технических систем — стремление к увеличению степени идеальности: идеальная техническая система — когда системы нет, а ее функция выполняется. Пытаясь обычными (уже известными) путями повысить идеальность технической системы, мы улучшаем один показатель (например, уменьшаем вес транспортного средства) за счет ухудшения других показателей (например, снижается прочность).
Конструктор или специалист ищет компромиссное решение, оптимальное в каждом конкретном случае. Изобретатель должен сломать компромисс: улучшить один показатель, не ухудшая других. Поэтому в наиболее распространенном случае процесс решения изобретательских задач можно рассматривать как выявление, анализ и разрешение технического противоречия.
Понятие «идеального конечного результата», по-видимому, самая необычная идея во всей Теории решения изобретательских задач. «Идеальный конечный результат» (ИКР) — это идеальное решение, воображаемое идеальное устройство. Основными формами «идеального конечного результата» являются «идеальная машина» («машины нет, но требуемое действие само выполняется»), «идеальный способ» («расхода энергии и времени нет, но требуемое действие само выполняется»), «идеальное вещество» («вещества нет, но его функция сама выполняется»), «идеальная реклама» — рекламы нет, а функции ее выполняются.
Заметим — стремление к идеальности издавна заложено в русских народных сказках, где идеальный конечный результат воплощен в сказочных «изобретениях»: скатерть-САМОбранка, сапоги-САМОходы, ковер-САМОлет! Цель формулировки «диких», парадоксальных ИКР — получить ориентир для перехода к «сильным» решениям.
Сам «идеальный конечный результат» является наиболее «сильным» из всех мыслимых и немыслимых» решений данной задачи. Г. С. Альтшуллер пишет: «Тактика решения задачи с помощью ИКР состоит в том, чтобы «уцепиться» за этот единственный сверхсильный вариант и по возможности меньше от него отступать».
О противоречиях
Сами противоречия разделяются на три довольно разнородных класса: «административные», «технические» и «физические». Впрочем, любое изобретение начинается с противоречия. Надо сделать что-то определенное, а как никто не знает. Опять же как в народных сказках: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Все это получило название административного противоречия. Философия его проста и звучит обезоруживающе прямолинейно, например: «Бюджет на рекламную кампанию увеличить нельзя, а эффективность повысить необходимо!». Административные противоречия, как правило, порождает сам человек, точнее, те организационные обстоятельства, которые он создал.
Дальше зачастую получается стандартная ситуация, описанная Виктором Черномырдиным: «Хотели как лучше, а получилось — как всегда». Есть какой-либо стан6ок. Нам нам надо усовершенствовать только один из его процессов. Но как всегда, удалось сбить все остальные. Это называется техническим противоречием.
Физическим противоречием (ФП) называется ситуация, когда к объекту или к его части условиями задачи предъявляются противоположные (несовместимые) требования.
Мечты или реальность
Несмотря на то, что методика ТРИЗ разрабатывалась как точная наука, в ней есть место творчеству.
Несомненным достоинством ТРИЗ стало то, что в ней была предпринята попытка использовать для решения изобретательских задач диалектические подходы, связанные с выявлением и разрешением противоречий. Собственно говоря, для этого и был придуман АРИЗ этой целью. Ведь этот подход не что иное, как последовательность логических процедур, направленных на представление решаемой изобретательской задачи в виде противоречий и ряд рекомендаций для их разрешения.
Кроме того, в книгах по ТРИЗ приводилось большое число интересных примеров и задач, которые сами по себе имели большую познавательную ценность.
Теперь поговорим о недостатках. Теория решения изобретательских задач не без изъяна и в ней также есть слабые стороны. Специалисты утверждают, что именно они привели к застою в развитии методики после смерти автора, а также к существенным сложностям в практическом ее применении.
Во-первых, автор ТРИЗ попытался сформулировать законы развития технических систем, которые и должны были лечь в основу ТРИЗ и в основу общей методологии решения задач. Вот только эти формулировки, к сожалению, неидеальны. Их скорее следовало бы назвать закономерностями развития техники, причем далеко не полными. По этой причине стройной методологии решения задач, основанной на законах развития так и не появилось. А сформулированные законы в основном использовались в качестве методических обоснований к приводимым примерам изобретений.
Во-вторых, известный всем диалектический подход (анализ противоречий), заложенный в основной инструмент решения задач, которым являлся АРИЗ, искажен введением новых понятий (техническое и физическое противоречие). На практике теряется логика, когда мы начинаем выделять эти противоречия. Все это опять же породило трудности в выявлении противоречия при попытках решения с помощью АРИЗ реальных изобретательских задач.
В-третьих, авторы несколько раз модифицировали АРИЗ. Так были созданы подходы от АРИЗ-77 до АРИЗ-85В. Вот только это усовершенствование совсем не помогало выявить и устранить допущенные противоречия. Методика просто с каждым разом становилась все сложнее и сложнее. В результате последняя официальная модификация алгоритма АРИЗ-85В превратилась в чрезвычайно громоздкую и мало пригодную для практического использования конструкцию.
Следующий недостаток в отсутствии четкого механизма перехода от сформулированного противоречия к его практическому разрешению. Это создавало серьезные сложности в решении реальных задач с помощью АРИЗ.
ТРИЗ декларировала отказ от методологии активизации перебора вариантов, однако основная часть так называемых инструментов ТРИЗ представляли собой именно такие методы (метод маленьких человечков, оператор РВС, вепольный анализ).
Сам Вепольный анализ представлялся в ТРИЗ научным подходом, в основе которого заложен анализ закономерностей структурного развития технических объектов. Однако допущение использования в веполях несуществующих физических полей, а также возможность неоднозначной трактовки вепольных конструкций и правил их преобразования скорее позволяют отнести вепольный анализ к методам активизации перебора вариантов, но никак ни к научному анализу. Однако наиболее близким к идее формализации процедуры решения изобретательских задач было создание в ТРИЗ таблицы и приемов разрешения технических противоречий. Этот подход был основан на статистическом анализе существующих на то время описаний изобретений.
Однако, несмотря на имеющиеся перспективы, он не получил в ТРИЗ дальнейшего развития, и по причине ряда имевшихся недостатков и морального устаревания статистических выводов утратил свою актуальность для практического использования.
И наконец, распространилась иллюзия о возможности внедрения ТРИЗ в реальное производство. Которая итак и остается мифом. По своей сути ТРИЗ является индивидуальным методом решения задач, применение которого является личным выбором для человека. По этой причине сделать ТРИЗ частью того или иного производственного процесса невозможно. В лучшем случае предприятие может организовать обучение ТРИЗ своих сотрудников с целью повышения их творческих возможностей.
Однако сейчас дорабатывать и усовершенствовать ТРИЗ мало кто берется.
В заключение нельзя не упомянуть о том, что Г.С. Альтшуллером была разработана и теория развития творческой личности. Он считал, что каждый инструмент оказывает обратное действие на человека, использующего этот инструмент. ТРИЗ — инструмент для тонких, дерзких, высокоорганизованных мысленных операций. Решение одной задачи еще не меняет стиля мышления, но в ходе занятий решаются десятки, сотни задач, постепенно мышление перестраивается: становится более гибким и управляемым.