Налоговики и предприниматели озадачены перемещением «теневого» бизнеса в рамки правового поля

«Нелегальный бизнес - чья это проблема?» - этому вопросу была посвящена недавняя программа радиостанции «Эхо Москвы» в Кирове, в которой принял участие заместитель руководителя УФНС России по Кировской области Александр Анисимов. В течение часа он вместе с вице-президентом Вятской торгово-промышленной палаты Андреем Усенко и представителем бизнес-сообщества Ольгой Шабалиной (заместителем директора компании «Арт-Сервис») в режиме диалога обсуждали проблему нелегального предпринимательства и пути ее решения.

Несмотря на то, что проблема нелегального предпринимательства общеизвестна и давно будоражит умы общественности, событием, привлекшим к ней повышенное внимание послужило обращение представителей вятского бизнеса к органам власти с просьбой ужесточить контроль за нелегальным предпринимательством. Это заявление было озвучено представителями бизнес-сообщества на деловом форуме «Предпринимательство на Вятке», который завершился в Кирове 26 мая.

"На форуме и в радиоэфире речь шла о работе предпринимателей, осуществяющих по сути законные виды деятельности, только нелегально, - отметил Андрей Усенко, вице президент Вятской торгово-промышленной палаты. - Этот вопрос довольно многогранный, вызывающий немало сопутствующих вопросов и поднимающий серьезные темы для обсуждения у представителей власти, бизнес-собщества и иных заинтересованных структур. К примеру, почему люди, которые не платят налоги, претендуют на качественное оказание услуг в сфере здравоохранения?

В связи с нелегализованной деятельностью предпринимателей возникает проблема несоблюдения правил трудового законодательства: обеспечение безопасности, пенсионных прав, прав потребителей и так далее.

Представители бизнес-сообщества поднимают вопрос об ужесточении контроля за нелегальными предпринимателями в связи с тем, что деятельность таких организаций оказывает непосредственное влияние на развитие их бизнеса, приводит к недобросовестной конкуренции, в условиях которой легальные предприниматели становятся неконкурентоспособными, что грозит их уходу "в тень". А предприятия-нелегалы, в основном строительные, транспортные организации, мебельные фирмы и салоны красоты, получают миллионные доходы. От этого терпит ущерб  государство и добросовестные налогоплательщики."

 Представители легального малого и среднего бизнеса проигрывают в конкурентной борьбе недобросовестным предпринимателям, минимизирующим свои затраты за счет «экономии» на уплате налогов и страховых взносов, - заявила в радиоэфире Ольга Шабалина. Кроме того, легальный бизнес вынужден, по сути, брать налоговую нагрузку на себя – платит и за себя, и за «теневиков».

В качестве примера нелегальной деятельности Ольга Шабалина привела услуги незарегистрированных фирм по ремонту квартир. По подсчетам представителя компании «Арт-Сервис», средняя ежемесячная «экономия» на налоговых платежах и страховых взносах обычной бригады «шабашников» составляет 200 тысяч рублей, а таких бригад – десятки.

Александр Анисимов согласился с доводами представителя бизнеса и заявил, что задача перемещения «теневого» бизнеса в рамки правового поля является единой для налоговых органов и легального предпринимательства. Несмотря на разную расстановку акцентов, проблема является общей и решать ее нужно сообща, поскольку только так можно добиться ощутимых результатов. Налоговые органы противодействуют нелегальному предпринимательству по разным направлениям: проводят широкомасштабную информационно-разъяснительную и аналитическую работу, включающую в себя сбор и анализ информации из различных внутренних и внешних источников, контролируют работу и выявляют бизнесменов–«нелегалов». Однако, как подчеркнул Александр Анисимов, сегодня налоговые органы крайне ограничены в инструментах такого контроля, в рычагах воздействия на нелегальный бизнес.

В ситуации отсутствия необходимой нормативно-правовой базы, сокращения штатной численности сотрудников, основным направлением работы налоговых органов по противодействию нелегальному бизнесу сегодня является использование, главным образом, информации из внешних источников. Это, например, «сигналы» граждан, поступающие на «телефон доверия» и Интернет-сайт, личные обращения. По мнению заместителя руководителя УФНС России по Кировской области отдельным представителям бизнеса и объединениям предпринимателей необходимо активнее делиться с налоговыми органами информацией о конкурентах-«нелегалах», бригадах «шабашников» или «нелегальных» таксистах.

В ходе обсуждения участники встречи пришли к выводу о необходимости коренным образом переломить сегодняшнюю ситуацию и направить работу всего бизнеса в рамки правового поля. Для этого необходимо объединить усилия налоговиков и бизнеса, консолидировать законопослушных предпринимателей, готовых выступить «единым фронтом» против нелегалов.

По словам Андрея Усенко, есть несколько путей решения проблемы нелегального предпринимательства - со стороны бизнес-сообщества, налоговых органов, потребителей и СМИ. В частности, следует упростить систему налогообложения, которой так боятся многие предприниматели, ввести патентные льготы, обязать СМИ публиковать информацию о деятельности предпринимателей только при наличии у них лицензии на осуществление того или иного рода деятельности. Участие в  обсуждении и решении этой  проблемы должны принять также представители силовых и властных структур.

Вятская торгово-промышленная палата предложила продолжить обсуждение проблемы нелегального предпринимательства в рамкапх "круглого стола" с участием представителей прокуратуры, МВД, инспекции гоструда, Правительства Кировской области, департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области, представителей бизнес-сообщества и других заинтересованных структур 19 июля текущего года. Целью мероприятия станет поиск превентивных мер по борьбе с нелегалами.

Похожие материалы по теме

За час после вести о Победе кировский телеграф принял 150 телеграмм. О чем еще писали газеты Кировской области 9 мая 1945 года?

Наверное, все газеты 9 и 10 мая были похожи друг на друга. На первых страницах «районок» и главной областной — «Кировской правды» — была одна и та же надпись - «С победой, товарищи!». Что публиковали в тот день, памятный теперь всякому школьнику? Какие чувства прорывались сквозь стандартные газетные строчки? Ikirov решил перелистать до сих пор не устаревшие страницы...