При входе в кабинет, мой взгляд привлек некий старинный предмет. То ли это весы, то ли печать. Оказалось, что штемпель.
«Могу показать вам часть нашей коллекции, - говорит Иван Владимирович. - Вот гири еще царских времен. Это осьмушка (50 грамм). Здесь гири только с клеймом царской России. Есть у нас и безмен американского производства с двумя пределами взвешивания — в пудах и в фунтах. Ему лет 200, но все еще в рабочем состоянии», - начал рассказывать Иван Владимирович.
Об увлечениях, взглядах на жизнь и, конечно, бизнесе — в интервью с Иваном Поповым, директором ООО «Нормаль».
Откуда Вы берете экспонаты?
У нас уже был музей прямо здесь, но пришлось его убрать из-за нагрянувшей перестановки. Есть порядка 50 экспонатов. У нас есть даже гальванометр до 3 Вольт 1860 года и манометр с японской подводной лодки.
90% этих гирь мы нашли в чермете. По долгу службы нам приходится часто бывать на пунктах приема металлолома, и уже с приемщиками договариваемся, чтобы для нас подобные вещи в сторонку откладывали. Потом приезжаем сами и выбираем, что нам интересно, а что нет.
Знаете, некоторые люди становятся заложниками весов. Особенно те, кто отчаянно следит за своим весом. Всех ли весы настолько пленяют? Или Вам удалось этого избежать?
Мы собираем не только весы. К тому же я не назову это увлечение болезненным. Просто интересно, когда встречаются средства измерения в рабочем состоянии, которым уже сотни лет. Нравится их восстанавливать, приводить в рабочее состояние.
Иван Владимирович, Вам всегда хотелось предпринимательством заниматься?
Нет, я не думал, что стану предпринимателем. Может, произошло это совершенно случайно. Если рассказывать, с чего все начиналось, то пройдет неделя.
Мне предложили поработать мастером по ремонту весов в 1998 году. Получилось так, что увлекся этим видом деятельности и до сих пор им занимаюсь. Сейчас мы заканчиваем процесс сертификации весов для взвешивания автомобиля, и после внесения в государственный реестр средств измерений будем не только ремонтировать, но и производить весы.
Почему Вы решили заняться продажей весов?
Весы это не все. Они занимают только 1/3 от всего перечня услуг, что мы предлагаем. Мы ориентированы на 150 видов приборов, от мономеров до электросчетчиков.
Раньше мы работали под эгидой инвалидов Чернобыля. В то время было модно предприятия выставлять под эгидой общественной организации. Но в 2000-х годах льготы по налогообложению для таких предприятий отменили, и нам пришлось организовать коммерческую фирму. Тем же составом и перешли.
Почему нормаль?
Долго думали над названием и решили взять «Нормаль». Объясню: в 1961 году в России было введено понятие «ГОСТ», а до этого времени документ соответствия назывался нормаль. ГОСТом мы решили не называться.
Насколько я знаю, по долгу службы Вашим работникам приходится бывать в разных районах области. Много удалось повидать?
Да, наши работники бывают в каждом районе нашей области по одному разу в год. Сейчас мы обслуживаем 28 районов по весам. Так что можем от первого лица рассказать, как живет наша область. Что было 10 лет назад, что сейчас — контраст очень большой.
Что особенно изменилось?
В некоторых районах остался, можно сказать, только один районный центр. Ни деревень, ни жителей нет. С печалью смотришь на все это. Фонд сельхозугодий, которые я еще помню, раньше были засеяны злаковыми. А сейчас там лес. Все — эту землю уже не восстановить. Получается, что ущерб сельскому хозяйству и экономике нашей области огромный. Не представляю, сколько нужно средств, чтобы восстановить хозяйства хотя бы до уровня десятилетней давности.
Надежда была на то, что крупные хозяйства будут восстанавливать мелкие, но этого не происходит. Сейчас программу запустили, но надо было это делать 10 лет назад. Тогда она бы заработала. Сегодня восстановить сельхозфонд области практически невозможно. Хотя можно спасти что-то, что осталось.
У каждого руководителя есть свой секрет успешной деятельности фирмы. А в чем Ваш секрет? На какие признаки обращаете внимание?
Во-первых, это финансовая составляющая. Если сотрудникам вовремя выплачивается заработная плата и люди заинтересованы работать, то это успешная организация. То есть не так, что пришел- отработал-ушел, а делает все с душой.
Главное для меня — коллектив. Я рад, что мне довелось руководить такими людьми. Это те, кто со всей душой увлечены работой. У нас работают и пожилые люди (самому старшему 72 года), и ребята, которые только закончили учебное учреждение (самому младшему 19 лет). И всем интересно.
Подбор кадров — вот залог успеха. Когда 1500 человек работают, то один может и затеряться на фоне других. Но не там, где трудится 20 человек. Здесь, как под микроскопом, все плохие качества видно. Тем более, если у человека нет интереса, то он не сможет в таком маленьком коллективе работать и уйдет.
Легко ли Вам видеть человека насквозь?
Нет, это очень сложно. У меня нет сопутствующего образования. Но этому можно научится и увидеть, что человек, например, с гнильцой, что он свои интересы ставит выше интересов коллектива.
А если один за всех — все за одного (самый интересный принцип), то человек надолго остается. Где-то коллектив его поддержит, где-то наоборот.
Какими качествами человек должен обладать, чтобы стать руководителем, бизнесменом?
Качества лидера должны быть, умение предугадывать обстановку, спрогнозировать, что будет впереди и немаловажный процент удачи.
В наше время, даже имея тысячу образований, можно и не подняться до определенного уровня. Однако есть люди, у которых нет опыта работы, но есть деловая хватка и уверенность в своих силах. Они добиваются успеха. Это и есть предпринимательская жилка.
Другими словами, сложить 2+2 может каждый. Но сложить так, чтобы получилось 5 с плюсом, могут единицы. Вот стержень, на который нужно опираться в предпринимательской деятельности.
Подавляющее большинство считает, что бизнесмен работает сам на себя, и от этого он становится свободным и независимым. Согласны ли Вы с этим?
Есть определенный склад людей, которые вообще не могут работать без команды. Пока нет толчка извне - ничего делать не будут. Есть такие, которые наоборот эти толчки раздают.
А себя Вы к какой категории относите?
Скорее ко второй. Хотя меня в основном толкает жизнь.
Предприниматель сам по себе никому не нужен, кроме нашего государства, которое любит собирать налоги. Если он будет сидеть на месте, то в жизни ничего не заработает. А когда человек стремиться к чему то, то все сложится по-другому.
А как относитесь к мнению большинства? Хочется примкнуть или все-таки его иногда можно оспорить?
Бывают ситуации, когда приходится вступать в дискуссии. Но происходит это из-за того, что работники просто не знают всей стратегии нашего предприятия. Возникают споры, но они не глобальные.
А в обычной жизни особо не слушаю шепотки у себя за спиной. Если кто-то что-то хочет сказать, то он скажет в глаза. Если не подойдет, то внимания обращать не буду.
Из опыта своей жизни я выяснил, что чем больше шепчутся о тебе, тем больше уверенности, что все делаешь правильно. Если о тебе говорят, значит, еще не забыли. Я на это никогда не обижаюсь. Ну и пусть. Зато я знаю, какой я.
А бывали такие моменты, когда Вам хотелось просто закрыть свой бизнес и уйти работать в другую сферу?
Бывает, конечно, плохое настроение. Но есть понимание, что чем бы ты не занимался, то все равно окажешься в тех же условиях. Все предприниматели сидят на кончике иглы.
Дело в том, что в Кирове все идет по замкнутому кругу: нам оказывают услуги, мы оказываем услуги, то есть мы должны деньги, нам должны деньги. Допустим, этот должен тому, я должен этому, тот задолжал еще кому-то и так далее по кругу.
Получается, что в Кирове все должны друг другу. А во время затишья, когда ни у кого денег нет, все сидят и ждут, кому же первому деньги упадут, чтобы рассчитались. Можно сравнить с камушком, который бросили в воду, и все начинает расходиться по кругам. Вот в такие моменты бывает очень сложно.
А чтобы сменить сферу... Понимаешь, что деваться некуда. Либо оставаться здесь, либо уехать в другой город. Но от добра добра не ищут. Чем бы вы не занимались, все равно налоги платить надо, аренду — надо и так далее.
Можете ли назвать один главный урок, чему Вас научил бизнес?
Бизнес научил меня как можно меньше денег брать взаймы. Всегда берешь деньги чужие, а отдавать приходится свои. И до боли бывает жалко. Так что стараемся мы не брать кредитов, пока хватает денег на развитие, и не проводить заемных операций.
В далеком 1991 году, когда я начинал торговать на рынке, то вообще нельзя было ничего начать без заемных средств. Но тогда не было ни налоговой инспекции, ни налоговой полиции. Полная свобода действий — что хочешь, то и делай. А сейчас по-другому.
Не то, чтобы я болезненно отношусь к долгам. Просто, когда, например, берешь 200 тысяч рублей на развитие, они закончились, а их ведь нужно отдавать. Причем, из своего кармана.
Самый главный вывод: К деньгам надо относиться бережно.