Утро пятницы Анатолий Николаевич спешит с одной встречи на совещание. Но все же ему удалось выделить двадцать минут, чтобы пообщаться с журналистом.
«Просто у меня день уже заранее был спланирован, вот через 15 минут совещание, но пообщаться мы с вами успеем», - первым делом сказал Анатолий Козьминых,генеральный директор «Маркетинг Бюро Центральный офис», забегая в офис.
В интервью сайту www.ikirov.ru Анатолий Козьминых рассказал, почему же открытие собственной компании стало для него безальтернативным.
Шел далекий 1993 год, когда в нашей жизни была полная неопределенность. Но в тот момент было много надежд на то, что можно реализовать себя в новых качествах. Поэтому было чувство надежды и чувство безальтернативности. Просто других способов выжить не было. Нужно было куда-то двигаться.
В те годы никто не знал, как организовать фирму. Ты приходишь в здание Райисполкома, хочешь зарегистрировать компанию «Маркетинг Бюро». Устав я тогда сам писал.
В то время еще коммунисты были. Они сидят и спрашивают, что это за маркетинг, чем ты будешь заниматься? А действительно будешь этим заниматься? Как на партсобрании начинается разбор целей, достоин ты быть предпринимателем или не достоин. Чувства были одни - чтобы не зарубили.
Сейчас же все происходит в явочном порядке. Написал бумаги - и попробуй не зарегистрируй. А тогда мотивом отказа могло послужить то, что просто не понравился Устав, например. Романтики особой в этом не было.
А сейчас эти же чувства испытываете?
Сейчас по-прежнему нужно куда-то двигаться. Но надежды стало меньше.
Опять же это связано в тем, что мы вновь находимся в полосе застоя. Рыночная экономика — это творчество прежде всего. Застою здесь не место. Должны быть четкие правила игры, и высокие цели перед людьми, перед бизнес-сообществом.
Но мы этого не имеем. Нет национальной идеи. Никто не может сформулировать для чего мы развиваемся, что за общество мы строим. Сейчас у нас то ли олигархический капитализм, то ли общество с либеральными целями. Хотя либеральные ценности опять же непонятны, если посмотреть на здравоохранение и образование. Я под либерализмом пониманию насыщение общества гуманизмом. А мы, наоборот, теряем эти ценности.
У вас бизнес очень разноплановый. С одной стороны продажа машин, а другой — изобретение новых технологий по очистке воды. Такое сочетание можно редко встретить. Как так получилось?
Подобный вопрос не нов. Этим уже неоднократно интересовались.
Все эти направления исторически сложились. В 90-е годы компании создавались с нуля, а не акционировались из бывших госпредприятий, поэтому приходилось идти на ощупь, искать сферу приложения своих сил.
Во время этого движения приходилось одновременно прорабатывать не три устойчивых направления, а десятки совершенно разных. Часть из них была связана с коммерцией, другие - с инновационными направлениями, маркетингом, с частичным производством и так далее.
Проще говоря, был период бартеров. Металл шел в обмен на различные товары. Но упор шел на те, за которые можно было получить живые деньги. Уже после пришлось кроме торгового бизнеса выстраивать и бизнес услуг.
В результате всех этих переборов появились области интересов, где мы сначала получили доступ к определенным технологиям как партнеры, а потом постепенно переходили на виды самостоятельной деятельности.
Например, экологический бизнес появился, когда мы стали решать экологическую программу КЧХК, в частности — реализацию мела. Отрабатывали это направление с ВГСХА, получили заключение об экологической безопасности и создали собственный бренд «Агромел». Так начали реализовывать его среди садоводов. Уже потом появились партнеры, которые предложили нам вступить в общество, которое перерабатывает торф.
Это развитие шло годами. Но было естественным.
А когда новый продукт изобретает Ваша фирма - как раз, что касается экологических инициатив - хотелось ли сделать открытие на пользу всего мира?
Наверно, я в большей степени, чем вы, вырос в Советском Союзе (смеется). Все, кто получил образование в то время, думали о пользе миру. Изначально мы во всех направлениях подходим к вопросу так, что это должно приносить максимальную пользу. Нет такого, что приходится создавать производство и одновременно вредить окружающей среде либо населению. Пусть мы и говорим сейчас о капитализме, рыночных отношениях.
Хотелось ли при этом чувствовать себя значимым ученым?
Чувствую ли я себя ученым? У меня есть понимание, чем занимаются ученые, для чего они это делают. Я работаю со многими из них. Даже есть ряд идей, которые родились путем совместных дискуссий. Но сфера деятельности ученого немного другая.
Для удачной разработки идеи обязательно должно быть соединение ученого, бизнесмена и специалиста по интеллектуальной собственности. У меня как раз есть еще диплом патентоведа. Его я получил, еще когда занимался студенческой наукой.
Но однозначно я не ученый. Ведь он должен с утра до вечера сидеть над пробирками, этим болеть и иметь глубокие специальные знания в той или иной области.
Если бы Вы сейчас учились в школе, то какие бы пять обязательных предметов для себя выбрали? (А как раз это диктует сегодняшняя реформа образования).
Если бы я был сейчас учеником, то, может, выбрал только физкультуру, труд и географию (смеется).
А исходя из сегодняшнего опыта, я обязательно выбрал бы математику (это прежде всего), физику, химию, литературу и на выбор русский и биологию. В те годы русский язык мы изучали не все 10 лет, а только 8, поэтому на 8 лет выбираю русский, а на остальные годы биологию.
Это основные предметы, которые говорят об окружающем мире. Но математика, конечно, во главе всего.
Кстати об образовании. Хочется ли Вам изучить какое-нибудь новое направление дополнительно?
Предпринимателями люди должны родиться. Это генетически закладывается. А образование только лишь помогает человеку раскрыть эти свойства. А если по своей природе в человеке нет этой жилки, то он сможет быть при бизнесе, но не будет предпринимателем.
Учиться нужно постоянно. Это одна из самых интересных человеческих потребностей.
Но на сегодняшний день бизнесменам образование необходимо по узким направлениям. Как раз для того, чтобы сверить свои часы, свой курс с существующими тенденциями. Но совсем не идет речи о том, чтобы полностью сменить образование.
К примеру, певица Земфира учится в Москве на факультете философии в МГУ. Если взять ее тексты, то она пытается осмыслить окружающий мир. Вроде бы творчество, и надо бы в Гнесинку поступать, а она выбрала философию.
Вот такое образование я бы с удовольствием получил дополнительно. Было бы интересно узнать все течения, которые есть на земле. Наверно, можно посвятить этому время. Но ведь надо лет на 5 уходить в учебу, бросив дела.
Удается ли сегодняшним бизнесменам найти на обучение время? Или получается посетить только тренинги или семинары?
Несколько лет назад я получал дополнительное образование в Академии народного хозяйства при Правительстве России. Полгода я там изучал краткий курс MBA в области инноваций. Правда на сегодняшний день нет смысла получать весь пакет знаний, потому что большую часть уже знаешь.
А на тренинге, наоборот. Как раз можешь в контакте с преподавателем получить подтверждение некоторым своим моментам и суждениям, если мысль достаточно спорная.
В свободное время чем предпочитаете заниматься?
Самое любимое для меня времяпрепровождение — это чтение. Больше люблю философскую направленность в литературе.
В свободное время я не домосед.
Плюс: я люблю узнавать мир в свободном полете. Либо как турист с рюкзаком бывать на природе, где-то у костра. Либо ездить. Просто уехать на автомобиле за 1000 километров и посмотреть, как там живут люди. На севере у нас есть прекрасный город Великий Устюг, как говорят Родина Деда Мороза. Рядом чуть повыше город Тотьма. Его можно сравнить с Суздалем. Подобные красивые места нужно видеть своими глазами.
Вам хочется объехать весь мир?
Нет, не хочется весь мир объехать. А хочется время от времени погружаться в новые впечатления. О жизни, о людях, о стране, о Кировской области. Это хобби.
Параллельно есть второе увлечение. Я люблю собирать землянику и лесную клубнику в Кировской области. Мне это доставляет большое удовольствие. Люблю сам варить из нее варенье на костре.