Представители лесного бизнеса области все еще находятся в критической ситуации. Им не хватает вагонов для отгрузки своей продукции.
Напомним, что сначала представители ЛПК пытались решить эту проблему своими силами. Вот только это не помогло. Затем, в ноябре 2010 года, подключились и областные власти. Тогда Никита Белых,губернатор Кировской области, в адрес президента ОАО "РЖД" В.И. Якунина направил письмо с просьбой способствовать стабилизации отношений по перевозке леса и продукции лесопереработки железнодорожным транспортом.
«Тем не менее, к марту текущего года ситуация в данной сфере не только не нормализовалась, но и усугубилась», - говорится на сайте городской администрации.
«У нас градообразующее предприятие, а на складах лежит порядка 20-25 тысяч кубометров древесины, которая уже начинает портиться. Тем более из-за того, что мы не могли заключить договоры на отгрузку леса, шли разговоры о сокращении 250 человек. Сейчас пока таких разговоров больше не идет. Мы заключили договоры (пусть даже по тарифам, которые выше, чем у РЖД) и начали отправлять партии продукции, зарабатывать деньги. Но пока нам предоставляли небольшое количество вагонов, и только по тем направлениям, которые удобны железной дороге», - пояснил Анатолий Кононов, коммерческий директор компании «Майсклес».
Проблему с нехваткой вагонов решали уже и на заседаниях ТПП России, и на совещании у Виктора Зубкова, Первого Заместителя Председателя Правительства российской Федерации, состоявшегося 16 февраля 2011 года. В апреле 2011 года руководство Кировской области направило письмо на имя Владимира Путина, премьер-министра России, с просьбой поручить Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе, ОАО "РЖД" разработать с привлечением новых владельцев вагонного парка, представителей предпринимательского сообщества, региональных органов государственной власти комплекс мер, направленных на скорейшее разрешение кризисной ситуации и установления практики заключения договоров на перевозку лесной продукции железнодорожным транспортом на условиях, выгодных как перевозчикам, так и грузоотправителям. Тогда же направили еще одно письмо руководству «РЖД».
На днях от железнодорожной компании пришел ответ. Впрочем, лесозаготовителям не посоветовали ничего нового, кроме того, чтобы лесной бизнес брал вагоны под погрузку у компаний-операторов, кому РЖД передает в рамках реформы свой подвижной состав.
В настоящее время в компании «РЖД» реализуется четвертый этап реформирования железнодорожного транспорта. Так сейчас на российских железных дорогах действуют около 2000 собственников вагонов. При этом эксплуатируемый парк вагонов перевозчиков сократился с начала 2010 года на 167 тысяч, или на 49%, а к концу первого полугодия 2011 года оставшийся парк полувагонов ОАО «РЖД» полностью перейдет в уставный капитал ОАО «ВГК».
У лесного бизнеса области к РЖД было несколько вопросов. Среди них то, что им предоставляют меньше вагонов, чем указано в заявке и то, что компании-операторы предлагают цены, которые выше, чем тарифы, установленные железной дорогой.
«Суммарные затраты грузовладельцев в реальных условиях привлечения подвижного состава компаний-операторов могут быть как выше, так и ниже тарифов, установленных для инвентарного парка Прейскурантом №10-01. Стоимость услуг по перевозке в зависимости от принадлежности вагона может отличаться только в части вагонной составляющей тарифа, которая при перевозках в собственном подвижном составе составляет в среднем 15-20% общей стоимости перевозки, а 80-85% ее стоимости – регулируемый государством уровень инфраструктурной составляющей», - заявил Салман Бабаев, вице-президент ОАО «РЖД», в ответном письме.
Как рассказал Юрий Исупов, вице-президент Вятской ТПП, расценки на перевозку и у «Первой грузовой компании», и у «Транслеса» значительно отличаются от РЖС. Так, «Первая грузовая компания» предлагает расценки на 50-60% выше. Тем более, что условия договора прописаны таким образом, что могут обанкротить любое предприятие. «Транслес» же предложил расценки выше всего на 20% от расценок РЖС.
По словам Салмана Бабаева, отдельные сложности при перевозках лесных грузов возникают в связи с неэффективным использованием грузоотправителями вагонов вне зависимости от их принадлежности, что зачастую приводит к нерациональному занятию инфраструктуры и непроизводительным простоям, а в критических ситуациях к необходимости введения ограничения перевозки и погрузки. Основными причинами сверхнормативного занятия инфраструктуры железнодорожного транспорта в данном случае являются низкая техническая оснащенность лесопогрузочных предприятий, систематическая задержка в доставке на станции отправления таможенных деклараций после завершения таможенных процедур, а также существенное снижение погрузки в выходные, праздничные дни и ночное время, что приводит не только к длительным простоям, но и потере погрузочных ресурсов.