В этом году Кировскую область ожидает уже традиционное ограничение движения на дорогах в весенний период. Городские дороги закроют в начале апреля, а чуть позже к ним добавят и федеральные.
Как рассказали в областном Правительстве, ограничение вводится с 21 апреля по 20 мая 2011 года для транспорта, следующего по дорогам с превышением временно установленной допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
Делается это для того, чтобы сохранить в целости дороги. Однако непонятно, почему платить за это должны представители бизнеса.
Согласны ли вы с тем, что платить за разбитые дороги должны представители бизнеса?
Дмитрий Бронников,
Директор кировского филиала компании «Грузовозофф»:
- Дорогами пользуются частные лица и транспортные компании, которые ежегодно платят транспортный налог. В весенний период состояние дорог действительно требует ограничения по массе, кто его не выполняет — платит штраф. Это логично. Ограничение движения в весенний период — это прежде всего вынужденное обстоятельство, обусловленное климатической зоной расположения нашего региона, и, как следствие, закон, который следует выполнять.
Алексей Попов,
Заместитель директора КОГУ «Дорожный комитет Кировской области»:
- Согласно п.2 «Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. №934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами подлежит возмещению владельцами транспортных средств физических или юридических лиц, вне зависимости от формы собственности.
С мнением, что платить должны владельцы перевозимых грузов можно соглашаться или нет, но практика показывает, что грузоперевозчики в большинстве своем готовы везти именно столько, сколько захочет перевезти владелец груза, несмотря на заведомый перегруз. Возможно, что в случае, если ответственность ляжет на плечи владельцев грузов (представителей бизнеса), нарушений законодательства в сфере перевозки грузов будет меньше, но для этого должен заработать механизм предварительного взвешивания перевозимых грузов на стадии погрузки.
Кроме этого, коммерческая перевозка – это перевозка в рамках осуществления предпринимательской деятельности - самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно грузоперевозчики (владельцы грузов) получают прибыль от использования автомобильных дорог, не являющихся их собственностью.
Наибольший ущерб автомобильным дорогам наносится как раз большегрузным автотранспортом, особенно в период неблагоприятных природно-климатических условий.
Николай Петухов,
Индивидуальный предприниматель:
- Кто-то должен платить за ремонт дорог, тем более что в нашем климате он должен быть регулярным. И можно допустить, что платить за разбитые дороги будут транспортные компании, но в этом случае должна быть строгая отчетность, чтобы у людей не возникало вопросов и сомнений по перечисленным денежным средствам.
Алексей Городилов,
Индивидуальный предприниматель:
- К данному вопросу можно подойти с разных позиций. С одной стороны мы, грузоперевозчики, эксплуатируем дороги и портим их. Почему государство должно за это платить? Но с другой стороны - этими дорогами пользуются и частные лица, такси, которые точно также «долбят» асфальт. Кроме того, суммы, которые нам предлагают заплатить — неоправданно высокие.
Можно ли отследить, что уплаченные взносы пойдут на то, чтобы отремонтировать дороги?
Дмитрий Бронников,
Директор кировского филиала компании «Грузовозофф»:
- Думаю, что отследить невозможно по двум причинам. Во-первых, необходим строгий контроль и отчетность, что труднодостижимо. А во-вторых, водителям и грузоперевозчикам просто некогда и незачем этим заниматься.
Николай Петухов,
Индивидуальный предприниматель:
- Считаю, что отследить невозможно. Объективности в этих данных нет, ведь главный критерий — это состояние дорог, а год от года он не улучшается. Значит те огромные деньги, которые дорожники получают от транспортников, уходят не на строительство и ремонт дорог.
Алексей Городилов,
Индивидуальный предприниматель:
- Отследить, куда идут уплаченные взносы, невозможно. Только подумайте, что в парке нашей компании 10 камазов, в год мы выплачиваем транспортный налог по 15 тыс.руб. за каждый автомобиль. Это 150 тысяч, а большегрузов в нашей стране огромное количество. Где же отчеты о потраченных суммах и где гарантии ремонта дорог? Дороги по-прежнему ремонтируются в дождь и непогоду неквалифицированными специалистами, и поэтому их качество оставляет желать лучшего.
Алексей Попов,
Заместитель директора КОГУ «Дорожный комитет Кировской области»:
- Согласно п7. Постановления Правительства Кировской области №94/83 от 21.04.2011 г. «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2011 года», в соответствии с Законом Кировской области от 02.12.2010 г. № 579-ЗО "Об областном бюджете на 2011 год", плата за возмещение вреда при проезде по автомобильным дорогам транспортных средств, в период временного ограничения движения, перечисляется в доходы областного бюджета, из которого происходит финансирование содержания и ремонта автодорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения.
По мнению законодателей, ограничение движения спасет дороги от разрушения и поможет их отремонтировать. На ваш взгляд, такие меры приемлемы?
Николай Петухов,
Индивидуальный предприниматель:
- Закрытие дорог может стать эффективным, если выбрать удачный период. Я считаю, закрывают дороги поздно, не учитывая, что климат в России меняется. Думаю, что самое удачное время для закрытия — когда снег сходит с обочин. Именно тогда можно заниматься ремонтом.
Дмитрий Бронников,
Директор кировского филиала компании «Грузовозофф»:
- Смысл в весеннем ограничении движения действительно есть, так как дороги портятся, наносится ущерб дорожному полотну из-за неблагоприятного климата. Мы живем не в Европе, где климат ровный и дороги не испытывают таких климатических воздействий. Думаю, что мера закрытия дорог будет применяться в России ещё долгое время.
Алексей Городилов,
Индивидуальный предприниматель:
- Думаю, что весеннее ограничение дороги не спасет, это видно, если элементарно выйти на дорогу. Посмотрите, как ведется в это время ремонт: буквально в лужи закладывают асфальт. И так повсеместно. Это похоже на отмывание денег, ведь и непрофессионалу понятно, что такая технология не эффективна.
Алексей Попов,
Заместитель директора КОГУ «Дорожный комитет Кировской области»:
- Экономическое, социально- политическое и стратегическое значение автомобильных дорог позволяет причислить задачу обеспечения сохранности дорожной сети к разряду проблем общегосударственного значения. Несмотря на наличие целого ряда нормативных актов в сфере обеспечения сохранности автомобильных дорог, области продолжает наноситься огромный ущерб за счет преждевременного разрушения автомобильных дорог. Наряду с ремонтом и содержанием дорог данная задача решается ограничительными и превентивными мерами.
Повышенное разрушающее воздействие тяжеловесных АТС (автомобильное транспортное средство) на дорожные одежды, ведущее к преждевременному выходу их из строя и незапланированным, высоким затратам на их ремонт, явилось причиной того, что практически во всех странах мира рост их полных масс и осевых нагрузок сдерживается различными законодательными и нормативными актами, правилами и пр. Появление АТС с повышенными массами и осевыми нагрузками явилось одной из важнейших причин появления и применения ограничивающих нагрузки документов. Более чем в 30 странах Европы действуют ограничения на весовые параметры АТС: от 6 тс на одиночную ось в Беларуси, 8-10 тс на одиночную ось в Норвегии, до 13 тс в Греции и Испании. Причем ограничения действуют и в странах с более благоприятными климатическими условиями, чем в РФ, с отсутствием весеннего периода пониженной несущей способности дорожной одежды. Практика сезонного ограничения движения АТС принята в США, Канаде, Финляндии, Швеции, Норвегии, Польше (снижение допустимых осевых нагрузок на 30 - 50% в период минимальной несущей способности дорожных одежд и максимальной влажностью грунта земляного полотна).
Введение временного ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий является мерой необходимой; об этом говорит улучшение ситуации на автодорогах области после весеннего периода 2010 г. в сравнении с аналогичными периодами предыдущих лет. В связи с введением временного ограничения движения транспортных средств в весенний период в 2010 г. наблюдалось снижение интенсивности движения грузовых транспортных средств (ориентировочно в три раза) и, как следствие, образования пучин на автодорогах нашей области, что является показателем снижения негативного воздействия на дорожные одежды автодорог Кировской области.
Так в 2009 году, по результатам весеннего обследования автодорог Кировской области общего пользования регионального или межмуниципального значения, было выявлено 85 тыс. кв.м пучинообразований, в 2010 году по результатам аналогичного весеннего обследования, проведенного после завершения весеннего ограничения движения транспортных средств, было выявлено 9,9 тыс. кв.м пучинообразований, что является несомненным показателем эффективности введения временного ограничения движения транспортных средств в 2010 г. Это не означает, что автодороги области после весеннего периода не нужно ремонтировать, но в наших силах приостановить их разрушение путем ограничения движения тяжеловесных транспортных средств.
Существует мнение, что дорожное покрытие региона не рассчитано на современные большегрузы, так как дороги были построены в 60 годах прошлого века. Исходя из этого, насколько целесообразен их ремонт? Может быть, рентабельнее заменять старое покрытие совершенно новым? Строить дороги заново, с учетом веса современных машин?
Алексей Попов,
Заместитель директора КОГУ «Дорожный комитет Кировской области»:
- Действительно, основная часть автомобильных дорог Кировской области построена в 60 – 80 годах прошлого века, и автодороги области не рассчитаны на проезд по ним автопоездов с современной грузоподъемностью, превышающей в ряде случаев вес 50 т, вместо предусмотренных нормативами 38 т. Возможно, что рентабельнее было бы реконструировать имеющиеся и строить новые автодороги, рассчитанные на большую осевую нагрузку, но на сегодняшний день реализация данной идеи невозможна без огромных финансовых вложений в дорожную отрасль, как со стороны государства, так и частных инвесторов, из-за объемов которых решение данного вопроса представляется маловероятным, особенно на фоне систематического недофинансирования в дорожной отрасли области. Для примера 1км реконструкции автодороги 3 технической категории обойдется казне порядка 30 млн. рублей, а учитывая что количество дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кировской области на сегодняшний день составляет 2997,9 км, ориентировочная сумма этих работ выйдет 90 млрд. рублей.
Дмитрий Бронников,
Директор кировского филиала компании «Грузовозофф»:
- Я с этим мнением согласен. Думаю, что идеальный вариант — это строительство новых дорог по современным технологиям. Например, в Кирове на улице Заводской построена дорога с использованием металлического каркаса, что делает асфальтовое покрытие более прочным. Наверное, нужны годы, чтобы российские дороги привести в порядок. А весеннее закрытие дорог — это крайняя мера, за неимением других возможностей сохранить имеющееся дорожное покрытие.
Николай Петухов,
Индивидуальный предприниматель:
- Я с этим мнением согласен. Сейчас есть машины 40-50 тонн. Старое дорожное покрытие в неблагоприятном климате такой нагрузки не выдерживает. Хотя оно, возможно, и выдерживало бы такую нагрузку, но технология укладки асфальта повсеместно нарушается.
Алексей Городилов,
Индивидуальный предприниматель:
- Дорожники действительно придерживаются ГОСТа 60-х годов. При этом технология укладки асфальта постоянно нарушается. Ремонт дорожного покрытия — некачественный, неумелый. Между тем, уже сейчас представители кировского бизнеса заявляют, что на весенний период им придется снизить объемы перевозок, а часть персонала отправляется в отпуск.
Будете ли вы менять график работы вашего предприятия на время ограничения движения? (возможно, не станете использовать фуры, а перейдете на Газели?)
Алексей Городилов,
Индивидуальный предприниматель:
- В период закрытия дорог мы приостановим деятельность. В это время займемся ремонтом автомобилей. Большинство транспортников так и поступают. Выполнить работу в большем объеме до закрытия не получается. Для малого бизнеса простой в период закрытия выгодней.
Николай Петухов,
Индивидуальный предприниматель:
- Мы не планируем прекращать грузоперевозки, потому что апрель — это самое актуальное время для закупки силикатного кирпича. Многие заказчики транспортируют кирпич именно в апреле - в начале строительного сезона. Согласитесь, что никто не будет ждать середины лета, чтобы начать строительство. Поэтому мы стараемся до закрытия дорог по-максимуму снабдить заказчиков силикатным кирпичом.
Дмитрий Бронников,
Директор кировского филиала компании «Грузовозофф»:
- Компания «Грузововофф» не будет менять привычную систему работы: не сократится количество рейсов, сотрудников, объемов транспортировки. Мы так работаем из года в год. Некоторые коллеги в этот период занимаются ремонтом автопарка, увеличивают стоимость услуг и сокращают рейсы.
По Вашим подсчетам, какой убыток предприятию принесет весеннее ограничение движения?
Николай Петухов,
Индивидуальный предприниматель:
- Работать по системе пропусков, конечно, было выгодней, ведь штрафы сейчас достигают 1 000 000 рублей. По стране суммы, выплаченные за период закрытия дорог, зашкаливают. Это всё вычитается из оборота и тем самым не способствует развитию бизнеса. На опыте нашей организации нет существенных штрафов. В этом году мы не будем сокращать грузоперевозки.
Алексей Городилов,
Индивидуальный предприниматель:
- В прошлом году я получил штраф за перегруз 64 тысячи, а по стране таких штрафов — миллионы. С такими деньгами дороги должны уже быть «золотыми». В этом году мы однозначно работать в данный период не будем, а это значит, что мы тоже несем убытки — не получаем прибыль и платим зарплату сотрудникам.
Каким вы видите решение проблемы?
Дмитрий Бронников,
Директор кировского филиала компании «Грузовозофф»:
- Одно из решений данной проблемы — строительство качественных платных магистралей. В этом можно брать пример с Европы, где платные дороги существуют давно. В России единственный проект строительства платной дороги осуществляется и частично действует на трассе Москва-Санкт-Петербург. Возможно, когда-то таких дорог будет больше.
Алексей Городилов,
Индивидуальный предприниматель:
- Как для представителя бизнеса, для меня невыгодно закрытие дорог. В то же время состояние дорог напрямую отражается на нашей работе. Я думаю, что проблема заключается и в том, что чиновники не знают реальной ситуации на дороге и принимают решения, сидя в кабинете.
Николай Петухов,
Индивидуальный предприниматель:
- Думаю, что эффективное решение проблемы — это изменение графика закрытия дорог и более разумное отношение в денежному фонду, получаемому от грузоперевозчиков.
Не так давно в Вятской торгово-промышленной палате прошло совещание. Тогда многие грузоперевозчики указывали на коррупционные факторы на постах весового контроля.
Можете ли вы что-нибудь рассказать фактах коррупции на весовых контролях?
Алексей Городилов,
Индивидуальный предприниматель:
- На моей практике были такие случаи. Однажды в Кирове на посту весового контроля весы показали 16 тонн, в Набережных Челнах же эта цифра увеличилась до 18700 тонн. Такой перегруз чреват штрафом. Но я был уверен в своей правоте и смог отстоять свою точку зрения.
Дмитрий Бронников,
Директор кировского филиала компании «Грузовозофф»:
- Нельзя отрицать, что коррупционные факты встречаются в Кировской области и во многих других областях России. Существуют факты, когда на постах сотрудники вымогают деньги за въезд и выезд из города, за мнимый перегруз. С другой стороны, известны случаи честности и порядочности сотрудников весового контроля. Каждый случай индивидуален, ведь каждый раз водитель имеет дело с человеческим фактором.
На ваш взгляд, что можно предпринять, чтобы избежать коррупционных факторов?
Дмитрий Бронников,
Директор кировского филиала компании «Грузовозофф»:
- Избежать коррупции только строгим соблюдением закона и правил дорожного движения — не получится. Я думаю, что в данном случае помогут строгие меры в виде уголовного наказания и огласки. Ведь информация о коррупции всплывает крайне редко.
Алексей Городилов,
Индивидуальный предприниматель:
- Во-первых, нужно не нарушать требования, тогда можно отстоять свою правоту. Хотя, конечно, в других регионах это бывает сделать сложней. Но практика показывает, что это возможно.
Как вести себя водителю при оказании на него давления со стороны сотрудника ГИБДД?
Алексей Попов,
Заместитель директора КОГУ «Дорожный комитет Кировской области»:
- В случае оказания давления на грузоперевозчиков со стороны сотрудника ГИБДД, считаем необходимым обращаться в службу доверия ГИБДД. Телефоны данной службы написаны на патрульных машинах и стационарных постах ДПС.
Дмитрий Бронников,
Директор кировского филиала компании «Грузовозофф»:
- Каждый водитель должен соблюдать правила дорожного движения. Если он уверен, что факт нарушения отсутствует, то должен смело отстаивать свою точку зрения, даже если дело дойдет до судебного разбирательства. Надо помнить и о том, что сотрудники ГИБДД, каждый день общаясь с людьми, становятся психологами. Они хорошо чувствуют людей и могут понять, с кем можно иметь дело, а с кем нет. Поэтому каждый водитель должен быть уверенным.
Алексей Городилов,
Индивидуальный предприниматель:
- Каждый случай индивидуальный. Считаю, что водителю необходимо уверенно отстаивать свои права. А чиновникам в это время нужно пересматривать законы, чтобы они были более лояльны к грузоперевозчикам.