Чаще всего права потребителей нарушают предприятия торговли. Здесь лидирующие места занимают магазины по продаже бытовой техники, сотовых телефонов, мебели и обуви. Не без греха остаются сфера услуг ЖКХ, связи и банковского кредитования.
Впрочем, пока чиновники не спешат оглашать конкретных участников «черного списка» для потребителей. Но в планах это все же есть.
«У нас создан координационный совет по защите прав потребителей, куда входят Роспотребнадзор и общественные организации. На заседании этот вопрос мы обсуждали и пришли к решению, что те самые злостные нарушители прав граждан будут размещаться в открытом доступе. Но пока я называть их не буду», - заявил .
Собственно говоря, для этого и задумывалась электронная книга жалоб, которая размещена на сайте «Общества по защите прав потребителей Кировской области», чтобы она автоматически статистику выводила предприятий-нарушителей.
«Мы анализируем статистику из каких торговых организаций больше всего идет жалоб на некачественные продукты или товары. Руководителей таких предприятий мы приглашаем на заседание и выясняем причину», - пояснил Павел Николаевич.
Чаще всего торговые организации говорят, что причина нарушения прав потребителей в том, что персонал магазина просто не знает закона «О защите прав потребителей». В таких случаях директору магазина предлагают провести обучающие тренинги и семинары.
«Приведу пример, когда удалось воздействовать на предприятие. У одной из торговых фирм Кирова были рекомендации в условиях договора было прописано, что в случае возникновения спора, он подлежит рассмотрению по месту нахождения организации. Потребителя стали посылать в суд в другой регион. Понятно, что никто не поедет из-за соковыжималки, стоимостью 5 тысяч рублей. Он больше денег потратит», - пояснил Александр Вагин, председатель правления региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Кировской области». - Мы порекомендовали исключить этот пункт. Правда, пока не известно, исключили ли этот пункт из договора полностью. Однако ни один юрист больше не заявил, что дело нужно передавать в суд другого региона».
«Пока у нас граждане не поймут, что соблюдать закон дешевле, никакими административными мерами ситуацию не исправим. Нужна просветительская работа. На это и нацелена вся наша совместная деятельность», - подчеркнул Александр Пономарев, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Кировской области.
Справка.
В 2010 году за консультированием по защите прав потребителей обратилось 28 тысяч человек. Если вы считаете, что Ваши права нарушаются, то обратиться можно в Роспотребнадзор по телефонам «горячей линии» 45-24-66, 40-67-10 или описать свою ситуацию в Электронной «Книге жалоб» на сайте www.ozppko.ru.