«Молодой человек пришёл к суфию и попросил: «Научи меня всегда добиваться успеха». Суфий промолвил: «Я научу тебя большему. Я поведаю тебе, как быть великодушным к тем, кто еще ничего не добился в жизни. Это знание вымостит тебе дорогу к собственному успеху. Кроме того, я научу тебя быть великодушным к людям, которые уже стоят на вершине лестницы. В противном случае ты можешь ожесточиться и будешь неспособен заниматься тем, что приведет тебя к подлинному успеху».
Эта притча навязчиво пробиралась в мою голову, покуда я беседовала с Ильей Сусловым. Улыбчивый молодой человек с нереально голубыми глазами немного стеснялся (видимо, сказывался небогатый опыт общения с прессой), но становился очень уверенным в себе, когда речь заходила о его профессиональной деятельности: «Почему я считаю свою работу достаточно успешной? Любой руководитель – это, прежде всего, слаженный коллектив. Ты можешь проводить на работе 24 часа в сутки, быть умным и удачливым, но без людей, на которых ты можешь положиться, ничего не достигнуть. Мне повезло, что у нас сложилась такая уникальная, сильная команда: мне с ребятами работать комфортно, и думаю, им со мной тоже. Я со своей стороны всегда стараюсь ребятам помогать, все задачи мы решаем совместно. Все мои коллеги – молодые, готовые идти вперед люди, они начинали с самых простых должностей. Поэтому про каждого нынешнего руководителя могу сказать: он знает всю структуру нашей деятельности изнутри». Но какую же мудрость, спросите вы, почерпнула из всего этого я? Правильно. Не нужен нам берег суфийский, на Вятке свои мудрецы.
– У меня отношение к этой дате особенное. Я думаю, что недостаточно считать себя имеющим отношение к этому празднику только потому, что ты родился мужчиной. 23 февраля – это день настоящих офицеров, солдат, которые стоят на страже Родины и обеспечивают безопасность ее граждан, в том числе мою и моей семьи. Безусловно, я поздравлю с этим праздником своего деда, который призвался в 1945 году и прослужил шесть лет на флоте
– Планируются ли какие-то тематические блюда в ресторанах, ведь не секрет, что большинство мужчин – страстные мясоеды?
–Лично я бы хотел выделить новое меню в РЦ «Глобус». У нас появилась такая новинка, которую я сам очень люблю – пельмени с мясом кабана. Это очень вкусно и демократично по цене, поэтому, я уверен: блюдо будет пользоваться большой популярностью. Самое интересное, что наши гости просят наладить продажу этих пельменей в замороженном виде, чтобы можно было приготовить их дома. Я их хорошо понимаю, ведь кабанина – это все-таки качественное, вкусное мясо, при этом, экологически чистое (мы его закупаем непосредственно у охотников).
– Вы наверняка все знаете о продуктах и кулинарии. Можете, наконец, подтвердить или развеять миф об афродизиаках? А то, боюсь, некоторые мужчины, мечтая быть на высоте, получат несварение желудка, наевшись устриц и шоколада…
– Честно скажу, действие афродизиаков на себе я не испытывал, глубоко в эту тему не погружался и химический анализ данных продуктов не проводил. Думаю, что атмосфера и хорошее расположение духа – это и есть самый главный афродизиак. Кушая любимое блюдо, мы получаем определенный гормон счастья. А еще лучше, если рядом с нами при этом – любимый человек.
– И еще немного о празднике и об армии. Меня лично очень волнует сложившаяся в российских Вооруженных силах ситуация. Будь я политиком, первым делом провела бы там реформу, хотя прекрасно осознаю, насколько это утопично -бороться с желанием власть имущих иметь покорное и вымуштрованное сообщество патриотов. Мне кажется, что поголовный призыв – это анахронизм, которого не должно быть в демократической стране. Охота за призывниками, дедовщина, – всё это перешло уже все грани разумного. Необходимость контрактной армии налицо, хотя для начала можно было бы перенять и опыт Монголии, где призывник, не желающий служить, официально отдает долг Родине наличными. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет.
– Мое отношение к армии схоже с вашим: армия должна быть контрактной. Я считаю, что любым делом должны заниматься профессионалы: врач должен лечить людей, военный должен защищать свою страну, повар должен готовить. Я за то, чтобы человек занимался своим делом и находился на своем месте. Запомнился новостной сюжет о том, что в армию насильно забирали даже студентов консерватории – прямо из общежития. Зачем, если у человека есть талант, и он может принести пользу людям? Не надо заставлять его насильно исполнять какие-то обязанности. На мой взгляд, было правильным решение сократить срок службы в армии. За год можно пройти необходимое обучение. Мужчина должен уметь стрелять, держать в руках оружие – в жизни всякое бывает, может, ему придется защищать свою Родину и семью. Согласен, что армия прививает дисциплину, системность. Но заставлять всех служить – и особенно тех, кто может в это время сделать что-то полезное для страны, нельзя.
– Вы получали образование в Московской государственной юридической академии, но юристом не стали. К счастью, та участь, которая выпала на долю нашего поколения – поколения эпохи первоначального накопления капитала, нынешним школьникам не грозит: им предлагается уже к пятнадцати годам определиться с выбором будущей профессии. Возможно, они уже не будут учиться в вузе ради самого факта получения высшего образования. И всё же – пригождаются ли вам юридические знания в вашей нынешней деятельности?
– Безусловно. Выбор вуза был обусловлен тем, что я склонен к гуманитарным наукам. Точные науки мне тяжело давались, т.к. они мне в школе были не очень интересны (как и многим). Я очень любил историю, обществознание, литературу. К сожалению – или к счастью, – я не пошел по юридической линии. Уже в 19 лет я женился, у меня родилась дочка, нужно было обеспечить свою семью. Я начал работать в компании «Глобус», стал заниматься абсолютно другими направлениями, но юридическое образование в любом бизнесе необходимо: элементарные понятия взаимоотношений между субъектами права, гражданские права – без них никуда. Я доволен тем, как сложилась моя жизнь. Мне повезло. Любому человеку, помимо труда и знаний, нужна удача. Пока удача меня не покидала. Я знаю, чего хочу и как этого добиться.
– Да, в этом убеждаешься, ознакомившись с вашей биографией. Наглядный пример американской мечты по-вятски: от охранника и сборщика мебели – до управляющего сетью общепита группы предприятий «Система Глобус»…
– Когда я поступил в академию на заочное, я работал в свободное время сборщиком мебели. Это был какой-то кошмар: рутинная деятельность, когда ты ежедневно приходишь и выполняешь одну и ту же функцию. Для моего характера такая работа - просто ужас.
– А какой у вас характер?
– С активной жизненной позицией. Считаю, что необходимо постоянно развиваться, мне многое интересно, я постоянно чему-то учусь, нахожусь в поиске нового и неизведанного. Я не представляю себе работу, где по восемь часов надо сидеть за компьютером – мне и два-то часа трудно усидеть на месте! Когда меня взяли курьером в молодую тогда компанию «Глобус», я развозил документы и много общался с разными людьми. Узнал о взаимоотношениях между партнерами, основах бизнеса и многое другое. Увидел, так сказать, процесс изнутри. Потом у меня появилась возможность попробовать себя в новом – на тот момент – виде бизнеса: в развитии фотосалонов и услуг, связанных с фотобизнесом. Это была молодая отрасль, у меня впервые появились функции руководителя и соответственные обязанности (я пришел на должность заместителя директора). Нужно было ставить цели и задачи, вносить свои предложения по развитию данного направления. Когда эра цифры вытеснила пленочную фотографию, у меня уже был опыт руководства – и мне предложили стать заместителем руководителя сети общественного питания. Все это было в новинку для меня, пришлось учиться работать в этом бизнесе с нуля.
– И где, если не секрет, вы учились ресторанному делу?
– К сожалению, в Кирове нигде этому не обучают, но я очень много прочитал литературы. Ездил в столицу и другие города, развивался в рамках обучающих программ. Изучал, как этот бизнес работает в крупных городах. Могу сказать, что и сейчас мне много чему еще можно и нужно учиться. У нас, как и в столице, конкуренция становится все жестче, поэтому всегда что-то новое можно почерпнуть у московских рестораторов.
– И как это происходит: вы обедаете во всех близлежащих ресторанах? Или проводите какой-то специальный мониторинг?
– Сейчас я часто езжу на форумы рестораторов, где собираются акулы бизнеса. Есть и любимые места в Москве: кафе «Хачапури» в Большом Гнездиковском переулке. Там хорошая грузинская кухня, отлично работает персонал, уютная атмосфера. Когда прихожу в заведение, внимательно смотрю, как общаются официанты с гостем, как работает администратор, какие есть спецпредложения, акции, пробую новые блюда. Что-то перенимать у профессионалов это нормально.
– Вы принимали непосредственное участие в создании таких проектов, как «Конюшня» и «Каземат». Как вы рискнули обратиться к таким нестандартным для Вятки темам?
– Идея «Каземата» родилась очень просто. Мы осматривали цокольный этаж этого здания, его своды. Всегда хочется узнать больше про помещение, особенно, если у него богатая история – это важно, в том числе и для бизнеса. Есть такое правило: локейшн, локейшн и еще раз локейшн, – которое подчеркивает важность месторасположения. Даже московские рестораторы говорят, что бывает такое: все продумано до мелочей – а бизнес не идет. Возможно, энергетика у здания не та. Когда мы приехали в здание будущего «Каземата» посмотреть площади, там сидел сторож. И вот этот дедуля рассказал, что здесь при советский власти, находился перевалочный пункт для заключенных. Поэтому появилась идея «Каземата», под которую находились фишки в виде формы официантов или папки меню «Дело №», придумывали названия для каждого блюда. Основная концепция заведения сводилась к тому, чтобы предлагать гостям демократичную и вкусную кухню. Думаю, мы этого достигли: кафе популярно, чему мы очень рады. «Конюшня» тоже была разработана по принципу названия – идея взята от истории этого здания. Раньше тут собирались ямщики, они «парковали» своих лошадей, и харчевня служила им местом отдыха. Мы долго спорили о названии, потому что слово «Конюшня» достаточно нестандартное. Но мы выдержали определенную стилизацию и начали работать. Так появилась история о самых известных лошадях, основной зал, где места сделаны в виде стойла...
– А сами вы лошадей любите? Сейчас модно увлекаться конным спортом…
– Это не мое хобби. Я, наверное, их просто побаиваюсь. Когда была выбрана концепция заведения, в соответствии с ней выбирали и особенности. Например, идея открытого гриля. В Кирове до сих пор нет подобных заведений, где большую часть блюд готовят при тебе и можно подойти и посмотреть, как твое блюдо готовится, задать вопросы повару, и получить продукт, который приготовлен на углях.
– Слышала, что у каждого ресторана имеется определенный срок популярности, по окончании которого заведение нужно либо модернизировать, либо продавать.
– Да, такая тенденция существует в столице. Но бывают и такие заведения, любимые людьми, которым модернизация, наоборот, противопоказана. Они годами работают в неизменном виде. Например, в Москве есть ресторан Андрея Деллоса «Пушкин», который открыт уже очень давно, и пользуется просто бешеной популярностью. Я думаю, если проект удачный, он будет любим. Для этого надо работать для своих гостей, понимать, что нужно делать, для того чтобы интерес к ресторану и кафе не пропадал, а постоянно повышался.
– Да, я знаю, что у вас постоянно проводится анкетирование посетителей…
– Кроме сезонных предложений мы обновляем меню два-три раза в год. Перед этим мы стараемся проводить анкетирование, чтобы понять, что гостю нравится, что нет, чтобы он мог свои пожелания высказать. А нам необходимо это учитывать в нашей работе. Концептуально менять какие-то заведения нет необходимости, но постепенно мы идем к новым проектам. В перспективе видим строительство больших столовых в формате фри-фло, аналогов которой в Кирове пока нет. Это проект самообслуживания, где линия раздачи разделена на блоки: салаты, горячее, выпечка, десерты… Ты идешь только к тому блоку, который тебя интересует, и необходимость стоять в общей очереди отпадает. За границей этот проект успешно действует, благодаря высокой скорости обслуживания посетителей. В том же направлении мы будем дорабатывать и пиццерию ТЦ «Глобус» на Воровского, 135, потому что гостей в ней становится все больше и хочется более быстрого и качественного обслуживания для них. Что касается ресторана «Вятка», который был культовым местом отдыха в свое время, то думаю, теперь это будет абсолютно современный проект. Сегодня мы детально прорабатываем его концепцию. Надеюсь, городу понравится это обновленная площадка, где будет достаточно большое количество посадочных мест. Как видите, останавливаться на достигнутом наша компания не планирует. В этом году мы серьезно развили кейтеринговую службу. После последнего (как я надеюсь) экономического кризиса многие крупные компании вспомнили крылатое выражение: «Кто хорошо работает, тот должен хорошо отдыхать». По части выездного обслуживания праздников у нас сформировались крепкие партнерские отношения с «Лукойлом», КМК, «Бизнес-информ» и многими другими компаниями. Уже четвертый год мы организуем День рождения компании «Движение-нефтепродукт» на 1100 человек: проходит он на открытой площадке, практически в поле. Поверьте, это не простая задача. Для того, чтобы профессионально обслуживать подобные праздники необходимо специальное оборудование, посуда, подготовленный персонал и опыт работы в нестандартных условиях.
– Вашим кумиром в ресторанном бизнесе по-прежнему является Аркадий Новиков?
– Новиков достоин уважения, он много сделал для развития ресторанного бизнеса в России. Он смог создать бренд из собственного имени, в свое время открывал самые интересные тематические рестораны. Первый, если не ошибаюсь, у него был рыбный ресторан «Сирена», где он и наработал основную аудиторию. Он позиционировал себя как человек, имеющий заведения для посетителей премиум-класса. Но когда Новиков открыл очень большую сеть, то не смог объединить управление ими. Потому что один партнер с правом голоса имел одну точку зрения, другой – другую и так далее. За последние годы по всем показателям его обошла питерская компания «Гинза» Вадима Лапина– именно за счет того, что смога систематизировать управление.
– В вашем блоге мне очень понравилась притча о Бахусе. Вам свойственна восточная иносказательность и витиеватость мышления?
– Я уже говорил, что старюсь быть человеком прогрессивным, много читаю, постоянно сижу в социальных сетях, изучаю блоги многих сомелье, рестораторов, политиков. Иногда прочитанная информация мне нравится, и я делюсь ею. История о появлении вина, которую вы имеете в виду, показалась мне достаточно интересной, чтобы ею поделиться. Интернет-ресурсы дают возможность почерпнуть массу полезной информации. Они помогли нам, к примеру, воплотить в жизнь идею бумажных скатертей в «Конюшне», на которых написаны исторические заметки о еде и разных напитках.
– А дневник, скажем, управляющего Ильи Суслова не думаете завести?
– Я больше читаю блоггеров, нежели веду сам дневники. Но, честно говоря, желание поделиться своими мыслями в последнее время появилось. Мне нравится блог нашего губернатора, блог Алексея Навального (его нельзя не читать, он всегда в топах), главного редактора журнала GQ Николая Ускова, блог писателя и ведущего Сергея Минаева.
– Кстати, его роман «Духless. Повесть о ненастоящем человеке» собираются экранизировать…
– Это популярный роман, своеобразный ремейк Бегбедера, бестселлер, вариант дорожного чтива. Выход этой книги попал в точку в свое время. Я все произведения Минаева прочитал, мне больше понравился «Р.А.Б.». Роман из разряда фантастики о кризисе, о менеджерах...
– Как вы пришли к неординарному увлечению вейкбордингом?
– Катание на доске за катером в Кирове практикуется мало: нет соответствующих станций или обучающих центров. Меня с этим видом спорта познакомили друзья. Я просто очень люблю сноуборд, увлекаюсь им седьмой год. Поэтому летом, когда скучаю по доске, появляется возможность покататься по воде. Ощущения схожи, потому что техника, в сущности, та же. Жаль, что сезон для вейкбординга у нас очень короткий. Зато зима длинная – я не упускаю возможности позаниматься сноубордом.
– Ваше увлечение фотографией появилось во времена работы в фотосалоне?
– Да. Чтобы заниматься съемкой, нужно время. Раньше всё как-то руки не доходили. А когда появилась возможность путешествовать, мне захотелось показать людям те места, в которых побывал, такими, какими я их видел. Я обратился к профессиональному фотографу, который объяснил мне основные принципы фотографии. Благодаря этому, я научился передавать именно то, что хочется.
Беседовала Гульнара ГАРИПОВА,
Респектабельная газета The Конкурент