Супермаркеты и предприятия общественного питания «Системы «Глобус» стали такой же неотъемлемой частью кировского городского пейзажа, как васнецовский музей или витберговская ротонда. Многие горожане давно уже стали завсегдатаями просторных глобусовских магазинов, многие – постоянными клиентами кофеен и ресторанов, а уважающие себя модницы никогда не упустят возможности совершить шоппинг-атаку на торговый центр под характерной синей вывеской. И не то что бы всем это нравилось, однако факт остаётся фактом: сегодня «Система «Глобус» - крупнейшее в области предприятия в сфере розничной торговли и общепита, дающее работу восьми тысячам кировчан, а владелец группы предприятий Олег Березин – один из самых влиятельных в регионе людей. Оттого, думается, и был так недолог миг сомнений, когда мне представился шанс поговорить с сыном Олега Юрьевича – вице-президентом «Системы «Глобус» Андреем Березиным, чтобы составить объективное представление об этой династии бизнесменов. Тем более что Андрей Олегович решил сам заехать за мной перед интервью, - что, согласитесь, довольно-таки необычно для сложившейся системы отношений между журналистами и бизнесом.
Спортивный стиль одежды (джинсы, куртка) и отсутствие личного водителя окончательно располагают меня к собеседнику. Андрей сразу предлагает перейти на «ты» и отправиться в кофейню.
- Мне жаль, что не могу провести интервью в своем личном кабинете – у меня его просто нет, поскольку отсутствует такая необходимость. Я не сижу на месте, постоянно разъезжаю. Бумажные дела решаю в большом офисе, где работают мои сотрудники. Раньше был большой кабинет в торговом центре, но я отдал его под нужды техотдела. Мы могли сделать больше кабинетов в нашем здании на Московской. Но ставить перегородки в большом зале старинного дома жалко – после реконструкции здесь очень красиво, зачем портить первоначальный замысел архитектора. Ты там не была?
- Говорят, всех призраков отпугивает сотовая связь. Кстати, в особняке очень толстые стены – осаду можно выдержать, мобильники раньше в этом здании вообще не работали. А приведений я не видел. Но, по слухам, кого-то из охранников во время восстановления здания они пугали. Пожалуй, сам бы не отказался с полтергейстом пообщаться, это интересный опыт, который может поменять мировоззрение.
- А не страшно экспериментировать в этом направлении? Я бы поостереглась.
- Нет, не страшно. Не зря же говорят: все, что нас не убивает, делает сильнее.
- Позиция сильного мужчины. Знаю, что ты по-мужски самостоятельно добивался успеха в бизнесе. Будучи сыном Олега Березина, начинал свою карьеру едва ли не в охранниках, это так?
- Моя первая должность - ночной сторож.
- Родители решили воспитать в тебе пролетария - или это был твой сознательный выбор?
- Я окончил школу в 99-м году и поступил в институт, летом оставалось много свободного времени. Полноценно чем-то заниматься на тот момент не мог: не было ни знаний, ни опыта. А работать сторожем оказалось вполне комфортно, тем более что напарником был мой близкий друг. У нас была возможность и общаться, и развиваться: в офисе стояла куча компьютеров с Интернетом, в то время это было в новинку. Потом я работал менеджером. А после института мне доверили торгово-развлекательный центр «Глобус». Я тогда не знал, с какой стороны к нему подступиться. Здание находилось в стадии строительства, нужно было учиться планировать, знать всё, что связано с ритейлом, девелопментом и тому подобным. Нужно было искать арендаторов. Многих смущало, что ТЦ находится в юго-западном районе, на тот момент это был не самый развитый район с точки зрения торговли. Говорили: «да зачем нам юго-запад, всё равно все в центр будут ездить за покупками». А через несколько лет те люди, которые смеялись над нашим проектом, уже просили дать им место на Воровского, 135.
- А где ты учился?
- Я юрист, закончил кировский филиал Московской юракадемии.
- А каким был студентом: ботаником или повесой?
- Полноценным! До третьего курса жил очень весело, потом стало не до этого. На третьем курсе женился, а на пятом у меня появился ребенок. Я никогда не был отличником. В школе был крепким ударником. Учился настолько, насколько мне казалось достаточным и интересным. Любил историю и географию, английский язык - он мне легко давался.
- Существует масса примеров, когда дети известных, состоявшихся родителей сознательно избирают для себя стезю, отличную от семейной. Многие наследники бизнеса отказываются продолжать дело, не хотят работать в тени родителей, под их крылом. А ты наоборот…
- Мне кажется, это неправильно. Когда твои родители всю свою жизнь, все силы положили на дело, которым ты не хочешь заниматься, ты просто предаешь свою семью. Если не тебе, то кому можно доверять на сто процентов? Цель жизни не в том, чтобы кому-то доказывать свою независимость. Хотя я хочу сказать, что на всех стадиях работы, да и сейчас, я был в равных условиях с другими менеджерами компании. В некоторых моментах спрос с меня был даже больше, чем с остальных. И ошибки реже прощались, - в первую очередь, самим собой.
- А какой у тебя стиль руководства, какой ты с подчиненными?
- Все мои сотрудники - люди очень достойные с точки зрения работы и жизненных ценностей. Не из таких, кто приходит, чтобы отработать зарплату с девяти до пяти. Кстати, девяносто процентов людей, которых я могу назвать своими друзьями, работают вместе со мной. Считается, что дружба и бизнес несовместимы, но мой опыт пока доказывает обратное. Когда вы друзья, да еще и единомышленники – это может стать хорошей основой и для бизнеса, и для развития личных отношений.
- Ну, кулаком-то по столу ты можешь стукнуть?
- В самом крайнем случае, но - без эмоций. Я не истерик. Иногда мне даже на это указывают, упрекая в недостаточной жесткости. Я не требую называть себя по имени и отчеству, только если человеку так удобней. Мне проще работать, когда меня понимают. Я стараюсь не просто ставить задачу, а объяснять, зачем я это делаю, и тогда сотрудник эффективней справляется с ней. Это мое субъективное мнение. Горжусь тем, что во всех тех направлениях, которыми я занимался, практически нет текучки. Те люди, кто пришел на работу в ТРЦ «Глобус» пять лет назад, остались со мной и по сей день: от технического директора до электрика.
- А я, наоборот, слышала, что в супермаркетах «Глобус» текучка кадров высокая...
- Это, скорее, не текучка, а нехватка кадров.
- Что, в Кирове не хватает квалифицированных продавцов?
- Нет, просто нехватка кадров на должности «продавец», «охранник», - это вечная проблема. Всё-таки это не самые высокооплачиваемые профессии, многие не хотят качественно работать за эти деньги. Хотя на эту ситуацию можно посмотреть с другой стороны. У нас в компании существует много примеров, когда человек с начальной ступени до самого верха поднимался. У меня заместитель начальника службы безопасности пришел в свое время охранником в зал. Через какое-то время он уже учил других, потому что у него был свой подход и метод в работе. В общепите много примеров, когда официанты становятся менеджерами и директорами.
- Ты не публичен, интервью даешь редко, в интернете информации о тебе практически нет. Это политика компании или твоя скромность?
- Так получилось. У меня нет цели становиться публичным. Но при этом я уверен, что компания и все ее сотрудники должны быть открыты. Если ты не скажешь за себя, то за тебя скажут другие. Когда меня о чем-то спрашивают – всегда отвечаю.
- Некоторые считают, что тебе уже пора делать первые шаги на политическом поприще. Собираешься?
- Пока нет, политика много времени отнимает. Для меня важнее то, что наша компания - и я, как часть этой компании, - выполняет свои социальные обязательства перед обществом. Сам факт, например, что в компании работает восемь тысяч человек, причем все они - жители города и области, заставляет быть ответственным.
- Но как житель области ты можешь оценить политическую ситуацию в регионе?
- А по каким критериям ее можно оценить? Признак нестабильности, - это когда люди часто выходят на митинги и демонстрации. Если их мало, значит ситуация стабильная, каких-то больших волнений я не наблюдаю. Доверие, насколько мне видно, к правительству есть.
- Если люди не митингуют - это не всегда хорошо. Может, у них нет возможности говорить, что думают?
- Мы ж не в Белоруссии живем. Я не помню, чтобы в Кирове хоть раз разгоняли демонстрацию.
- А ты сам никогда не проявлял свою гражданскую позицию на улице?
- Нет. Я только 9 мая хожу на демонстрацию. У меня прадед погиб на войне, второй прадед через год после ранения умер. Семья у меня крепкая, чтит память предков.
- А сам в армии не служил?
- Нет, у меня двое детей. Дети появились не потому, что я не хотел идти в армию. Просто мы с женой хотели ребенка. Когда у меня спрашивают, какое главное достижение в моей жизни – я говорю, что это дети.
- Похоже, ты ими очень гордишься. Их у тебя двое?
- Да, дочке – шесть, сыну три года. Они всегда и всем меня радуют. Для меня любой рисунок, который они мне дарят – это шедевр. Я не давлю на них, не заставляю решать сверхзадачи, хочу, чтобы им жилось комфортно. Дочка сейчас художественной гимнастикой увлеклась. До этого она у меня занималась большим теннисом, но в этом возрасте ей еще тяжеловато. Может, через несколько лет продолжит. Теннис - традиция моего отца и ее дедушки, он здорово играет. Сын подрастет, обязательно будет заниматься спортом.
- Давай вернемся к бизнесу. Учитывая, что «Система Глобус» - это еще и кафе, и рестораны, ты наверно, гурман? Какое любимое блюдо Андрея Березина?
- Моё любимое блюдо – пельмени. Я точно не гурман. Правда, в этом году впервые попробовал устриц, мне понравился сам процесс их подачи, он такой необычный, красивый и изысканный. Причем, я не где-то в ресторане ел устриц, меня знакомый угостил у себя дома. Первая тяжело зашла, а шестая уже понравилась. Их ведь не жуют, едят живыми. Когда будет возможность оказаться в европейской стране поближе к морю – обязательно попробую еще раз. Вот дети подрастут, и появится возможность путешествовать.
- И где планируешь побывать?
- Если честно, хочу изучить Россию: Байкал, Алтай, Карелию, Камчатку. Я был в Кисловодске несколько лет назад, мне понравился памятник Лермонтову. Когда чистое небо и нет облаков, Лермонтов смотрит прямо на Эльбрус. И в этот момент люди поднимаются туда и вместе с Лермонтовым любуются. Еще мечтаю побывать в Новой Зеландии. Все, кто смотрел фильм «Властелин колец», меня поймут. Это единственная страна, где, спускаясь с горы на лыжах, через пятнадцать минут можно оказаться на океанском пляже. Еще один плюс Новой Зеландии – это ее удаленность, там точно можно забыть обо всех проблемах.
- Бытует мнение, что «Глобус» является монополистом на кировском рынке, отсюда негативное отношение к нему в определенных слоях населения. Как ты можешь прокомментировать такую позицию?
- Ты правильно заметила, что такое мнение бытует только в определенных слоях населения. К тому же, с приходом в регион федеральных сетей это уже не актуально. Когда бизнес начинался, мы были далеко не первыми по количеству магазинов. Мы ставили перед собой задачу расти и развиваться; брали кредиты, вкладывались, строили систему, которая в итоге получилась. Монополизм – это неправильно, это не про нас. В свое время мы проводили статистику: на 30 супермаркетов «Глобус» приходилось 970 других магазинов по области. Я допускаю, что, может быть, у нас более яркая реклама и вывески, поэтому и кажется, что наших супермаркетов так много.
- Федеральные сети повлияли на ценовую политику магазинов системы «Глобус»?
- Я бы соврал, если бы сказал, что мы проигнорировали их появление. Понятно, любой новый игрок на рынке заставляет пересмотреть свои позиции. Что касается ценовой политики, то наш уровень наценки, который и так был не очень большой, особо не изменился. Какие-то цены удалось снизить, наверное, за счет поставщиков, которые отметили наши выгодные партнерские условия в сравнении с федеральными сетями…
- Как вы относитесь к людям, которые вас критикуют? К примеру, к тем, кто объявляет в СМИ, что доминирующее положение компании «Глобус» во многом зависит от близости к власти.
- Наверно, так эти люди пытаются объяснить себе чужой успех. Если бы были конкретные факты, можно было бы об этом говорить. Раз кто-то такое пишет – значит, им это нужно. Мы на рынке находимся в равных условиях со всеми, так же платим налоги, аренду и коммуналку. А о людях, которые нас критикуют, могу сказать честно, я не думаю. Критика обоснованная есть – это обратная связь, огромный плюс, который определяет те направления, где мы должны развиваться лучше. Это - в какой-то степени - бесплатное бизнес-консультирование. А к необоснованной критике не стоит серьезно относиться. Тем, кто нас ругает, можно пожелать одно: сделайте лучше, чем мы.
- Еще немного о критике. Вы вкладываете средства в то, чтобы наладить обратную связь с потребителем. Зачем это вам?
- Обратная связь через наш корпоративный сайт и центр обслуживания клиентов была создана для того, чтобы критику направить в нужное русло, чтобы она была объективной. Нам очень хотелось это сделать. Сейчас мне на электронную почту ежедневно приходит от 20 до 50 сообщений с нашего сайта. И это дает эффект в нескольких направлениях. Главное - контроль качества услуг. Невозможно находиться одновременно везде и следить за качеством работы дистанционно. Есть положительные отзывы и негативные моменты, предложения. Человеку проще напрямую высказаться, а нам – отреагировать. Если клиента действительно некачественно обслужили, мы загладим свою вину всегда, у него не останется внутри негатива к нам. Обратная связь – это большой процент успеха, тем более в Кирове. За мнение каждого клиента нужно бороться.
- Ты говорил о «Властелине колец», это твой любимый фильм?
- Нет, но я люблю кино и в нем разбираюсь, как мне кажется. У меня есть около сотни любимых фильмов. Из последних российских фильмов понравилась лента «12» Никиты Михалкова, я эту картину раз десять посмотрел. У меня бывает такое особое состояние, когда мне хочется включить этот диск. Я наслаждаюсь игрой российских актеров, там потрясающий актерский состав. В фильме очень важные темы подняты. Есть, конечно, чисто «михалковские» перегибы, но в целом на ощущение от просмотра картины они не влияют. Зацепил «Дом солнца» Гарика Сукачева, особенно качественно подобранная музыка. Из старых российских фильмов производит впечатление «Сталкер» Тарковского. Но его же «Зеркало» не смог досмотреть, осталось тяжелое впечатление. Еще очень люблю старые советские фильмы.
- Ностальгируешь?
- Думаю, что нельзя однозначно плохо думать о своем прошлом, как многие сейчас делают, перевирая историю. У меня родители работали инженерами, мое детство было прекрасным. В прошлом была отличная, с точки зрения воспитания, вещь, которой сейчас не хватает – это пионерия. Ничего лучше еще не придумали в плане воспитания молодежи. Нас учили с детства помогать старшим, любить Родину, и эти понятия были вполне естественными.
- Ты, наверно, подражал героям «Тимура и его команды»?
- Тогда было много подобной хорошей литературы: «Девочка в бурном море», «Президент каменного острова», «Бегущая по волнам», музыка была замечательная. До сих пор ее часто слушаю. Бывает, друзья говорят: «Что у тебя за бред в машине?». А у меня там может быть записана на одном диске современная музыка вместе с Утесовым, с Бернесом, классические баллады, Мадонна, Джексон, «Scorpions» и «Metallica».
- А культовые режиссеры европейского кино тебя не привлекают? Феллини, Антониони?
- Я смотрел их фильмы, но больше люблю старое добротное американское кино: «Выпускник» с Хоффманом, «В джазе только девушки»… Тоже, кстати, из-за музыки. Для меня вообще многое в фильме решает музыкальное сопровождение.
- Откуда такое музыкальное восприятие? Занимался музыкой?
- В специальную школу я не ходил, но по музыке всегда была пятерка. Учитель даже хотел, чтоб я профессионально занимался, но мне было не очень интересно. Сейчас жалею, что не умею играть на музыкальном инструменте, написать мелодию.
- Есть что выразить нотами?
- Да, иногда что-то в голове всплывает, а не можешь на ноты переложить. В моей компании друг хорошо играет на гитаре, я ему по-доброму завидую. В детстве я больше спортом увлекался, было не до музыки. А сейчас уже нет времени. Больше хочется внимания уделить семье. Вот, елку надо сейчас поставить и нарядить…
- Живую?
- Никогда. Жалко. Для запаха можно ветки положить. Та искусственная елочка, которую мы ставим, куплена родителями лет 15 назад, она будто впитала в себя новогоднее настроение. Новый год – самый любимый праздник, я всегда с семьей его отмечаю. Еще, - наверное, покажусь банальным, но - не могу себе представить Новый год без «Иронии судьбы» с музыкой Таривердиева. Это уже не фильм, а часть жизни.
- И на столе, наверно, обязательно должен быть салат «оливье»?
- Обязательно. И сельдь под шубой. Бабушка ее очень вкусно готовит. Когда ты привык к определенному вкусу, другой может быть не хуже, но он не твой. Нет вкуснее квашеной капусты, которую делает моя бабушка, или ее пельменей.
- Что дети попросили у Деда Мороза?
- Они ему письмо написали. Дочка попросила конструктор «Лего», а сын хотел огненное дерево. У него книжка любимая про вулканы есть, ему всё нравится, связанное с лавой и огнем. Хорошо, что сейчас всё это можно купить. В нашем детстве выбор был минимален, что-то интересное найти было невозможно. Но, с другой стороны, была искренняя радость от игрушек. Сейчас дети избалованы, много внимания уделяют компьютеру. Мы своих пока не подпускаем: боимся за зрение и нервную систему. А то уже десятилетние малыши не гуляют во дворе, а сидят «в контакте». Меня, кстати, нет ни в одной социальной сети, личное общение ничто заменить не может. Я и по телефону долго говорить не могу.
- У нас с «Конкурентом» есть традиция - каждую статью заканчивать анекдотом.
- Письмо дяди Федора: «Папа и мама, пишет вам ваш сын Дядя Федор из монастыря Шаолинь. Я нашел просветление и отказался от оценочного восприятия мира. Поэтому дела у меня никак».
Беседовала Гульнара ГОЛИКОВА
Респектабельная газета The Конкурент