Открывать другой мир - никому неизвестный, непознанный или забытый. Воссоздавать человеческие судьбы. «Докапываться» до правды. По зову сердца, по доброте человеческой души на полях Великой Отечественной Войны работает поисковый отряд «Долг».
Я понял, что попал в другой мир
В Кирове существует объединение «Долг». Участники объединения занимаются розыском без вести пропавших солдат, их захоронением и увековечиванием памяти. Ищут родственников погибших. Занимаются разминированием, сбором огнестрельного оружия. Движение началось в 1975 году. Лично я этим занимаюсь поиском уже 9 лет. Зачем? По зову сердца. Меня всегда интересовала история, Великая Отечественная война. Она всех нас коснулась. Однажды совершенно случайно попал на выставку экспонатов этого объединения. Там рассказывалось о судьбах бойцов. Сразу захотелось поехать на раскопки. Первый раз приехал в Синявино под Санкт-Петербургом. Тогда я понял, что попал в другой мир. Там другие люди. Там всё другое. Там ценности меняются. Как будто листаешь книгу, никем не прочитанную. Каждый день – это определенная страница. Видно, кто и как, в каком году шел в атаку. Видно, как воевал солдат, видно его характер. Каждый день трогает душу. Я был потрясен и немножко контужен. И сейчас каждый выход в поиск - это событие.
Места, где не ступала нога человека
Выезды бывают весной и осенью. Некоторые ездят летом. Выезжаем в Новгородскую область, в Питер, под Севастополь, в Орел. Новгородская область – это отдельная статья. Там другой мир, там даже дорог нет – болота, леса. Встречаются места, где не ступала нога человека. Грибники ходят на поверхности, а возьми миноискатель, проведи по земле и понимаешь, что тут творилось в 42 году. Лежат убитые, гранаты, мины. Земля - железная. Русские, немцы… Понимаешь, какие страшные бои были в этих местах, сколько крови за Родину пролилось. Впечатляет.
Вот он боец
Как происходит поиск? Металлоискатель показывает, что в земле есть металл. Далее щупом прорабатываем землю на предмет нахождения костей. Раскапываем. Вот он боец. Большая удача, если боец с медальоном, солдаты писали свои данные. Это как письмо из далекого прошлого. Это прощание с матерью, с любимыми.
А что можно узнать о человеке? Очень по-разному. Однажды был неординарный случай. Мы работали под Демянским Новгородской области. Местный старик рассказал, что неподалеку от деревни в 1942 году был бой, в котором погибли двадцать кировских десантников и девушка. Лейтенанта с девушкой видели погибшими. Искали мы это место очень долго. Наконец нашли. На дне старого окопа лежал лейтенант, а на груди его как будто уснула девушка. Рядом гранат 15. Никаких документов не было. Мы стали собирать данные и наткнулись на воспоминания участника боя. Он описывал бой таким образом. Наши десантники атаковали деревню Жирково. Задача была прорваться и выйти из окружения. Наши сбили немецкие заслоны, перекололи немцев на краю деревни и перешли через речку. И тут из дальней избы заработали два пулемета. Наши стали отвечать. Потом включились в бой немецкие минометы, и тогда лейтенант, который вел взвод, открыл карту. Надо было вывести взвод из под огня. Ему посветили фонариком, и тут ударила пуля. Парня ранило. Девчонка-переводчица подхватила этого пацана и понесла. Никто их больше не видел. В списке потерь значились Алексей Олешко и Екатерина Вовгань. Лейтенант первого взвода и переводчица. Они пропали без вести в тот день. Таким образом, сошлись данные свидетельства базы министерства обороны, воспоминания деревенского старика и мемуары. Ребята были из-под Ярославля. Родных найти не удалось. Известно было, что они очень друг друга любили.
Самое ценное – это истории и судьбы
Атмосфера в отряде особенная. Это словами очень трудно передать. Надо побывать там и почувствовать. Особенно переживаешь душой, когда откапываешь что-то «говорящее». А говорящего очень много. Как-то раз нашли бойца совершенно случайно, когда уже собирались уходить с места. По остаткам омуниции было понятно, что это был его первый бой. Пацану было лет 25-27. При нем было всё – всё, что он забрал из дома: бритва, карандашик, пачка лезвий, блокнот, зеркало. Он ничего не успел ни потерять, ни приобрести. В бою он не сделал ни одного выстрела. Это был зимний бой 43 года. А в 43 году в этих местах были последние и очень жестокие бои. Скорей всего, этот пацан работал на оборонном предприятии и у него была бронь. Он просился на фронт, был патриотом и погиб он в первой своей атаке.
Как таких людей не помнить?
Все 9 лет раскопок остаются в памяти, в душе. А как иначе? Делаешь всё своими руками, всё проходит через сердце. Ведь это не простые люди. Это герои. В самом первом поиске меня поразила история одного бойца. Он сидел в окопе. В руках держал противотанковую гранату. На нем была немецкая портупея, за ремнем была связка гранат. Ботинок не было. Он бежал под танк, и ему оторвало ноги. Он упал в окоп и понял, что сейчас умрет от потери крови. Это был бывалый боец. Вилка и ложка у него были немецкие, зубная паста, щетка тоже немецкие. Стреляный смелый мужик. Как таких людей не помнить?
Отряд «Долг»
Все люди разные, но объединяет их одно - любовь к истории и уважение своих предков. Народ подбирается очень добрый. Сложились целые поисковые династии. Много молодежи. Много студентов. Часто работаем с поисковым отрядом медицинской академии «Фронт». Хорошие, сплоченные, трудолюбивые, организованные ребята - выше всяких похвал. Те ребята, которые ездят с нами в поиск – это наше всё наше будущее.
Простор для поиска огромный
В Кирове есть музей «Плацдарм». Там Им руководит Юрий Тимофеевич Семененко. В музее будет интересно новичкам и тем, кто много знает об истории войны. Все экспонаты музея – особенные. За каждой «железячкой» - история, судьба. Этого нигде не прочитать. Даже ветераны не могут рассказать. Те кто, воевал в этих гиблых местах в кровавые 42, не дожили до наших дней. И после войны об этих кровавых боях, к сожалению, проигранных боях и говорить было не принято. Мы о высоких целях не думаем. Хотим захоронить солдат, дать приют их душам, рассказать правду о войне. Когда приезжаешь на поля, становится понятно, как и кто воевал. И не надо ничего сочинять. Вот она война – под ногами, только травой проросла. Неудачи тех боев не в трусости и не в слабости русского солдата, а в элементарной нехватке боеприпасов. Когда поднимаешь бойца, видишь, что на это место упало 8 немецких мин и только 2 наших маленького калибра. И так везде. Нашим было трудно воевать, но надо было. Простор для поиска огромный. Незахороненных до сих пор очень много. И меньше их не становится. Просто постепенно становится трудней искать. Кто хочет присоединиться к отряду «Долг», надо обратиться к Юрию Тимофеевичу в музей «Плацдарм».
Месяц счастья
Когда отправляемся в поиск, место выбираем заранее. Едем до последней деревни. А дальше рюкзаки на себя - и пешком на болото. Ставим палатки. Начинаем обживаться. Для цивилизованного человека жить месяц в таких условиях - диковато. Но для нас – это месяц счастья. Природа просыпается на наших глазах. Оттаивают лягушки, змеи, журчат ручьи. Природа совершенна. И на фоне этого оживает история, эти страшные бои. Ценности меняются. Думаешь о самом важном в жизни. Что это для нас? Это больше, чем жизнь. Этого ждешь. Этим живешь. Это состояние души и образ жизни.