Цены на бензин опять поднялись. Хотя значимую причину не может предъявить ни одна из компаний. Так что приходится лишь констатировать факты. А между тем, антимонопольная служба все ищет рычаги, на которые сможет нажать, чтобы регулировать стоимость топлива.
«И пришел сезон» или «пока не сезон»
Наступает зимняя пора и многие ставят свои автомобили в гаражи, чтобы снова вывести их на свет уже весной. Касается это не только частных автовладельцев, но и юридических лиц. Так, зимой техника мало пригодится сельхозпроизводителям.
А тем временем продавцы бензина готовятся к сезонному падению спроса на топливо. Так эксперты аналитического центра «Кортес» уже сейчас начали фиксировать снижение спроса. В итоге это должно привести и к падению цен на бензин. Уже сейчас оптовые цены поползли вниз, и по прогнозам к концу ноября чуть дешевле топливо станет и на заправках.
Однако пока же на розничных АЗС горючее продолжает дорожать. Причем, по всей России. Максимальная средняя цена на бензин марки А-76 (20,46 рублей за литр) зафиксирована в Йошкар-Оле, на АИ-93,92 (23,29 рублей за литр) – в Саранске, на АИ-95 (25,07 рублей за литр) – в Нижнем Новгороде, на дизельное топливо (19,30 рублей за литр) – в Уфе.
Минимальные средние цены на бензин всех марок и дизельное топливо на этой неделе отмечены в Самаре и составили: на А-76 – 18,40 руб. за литр, на АИ-93,92 – 21,24 руб. за литр, на АИ-95 – 22,97 руб. за литр. Цены на дизельное топливо составили 18,22 руб. за литр.
В Кирове литр бензина на АЗС подорожал на 20-30 копеек.
В Кирове дизельное топливо сейчас стоит 19,3 рублей за литр. АИ-80 19,8 рублей за литр. За литр бензин марки АИ-92 берут 23,1 рублей. Топливо АИ-95 стоит 24 рублей 80 копеек.
По общероссийским данным лишь к 20 октября А-92 в среднем подорожал на 6 копеек. С начала года больше всего подорожал бензин АИ-95. Сейчас его средняя стоимость в России — 24,89 рублей за литр, что 5,3% больше, чем за последние девять с половиной месяцев. Чуть меньше подорожал А-92. Его средняя цена составляет 23,07 рублей за литр, здесь аналитики установили рост на 5,1%. Меньше всего вырос в цене А-80. Средняя по России цена для этого топлива составляет 19,73 рублей за литр. А вот рост зафиксирован на уровне 2,6%.
Между тем, в нашем регионе стоимость бензина в последний раз поднималась в начале августа 2010 года. Тогда рост составил от 60 до 80 копеек. Напомним, что тогда в региональной службе по тарифам Кировской области говорили о том, что после сбора урожая стоимость бензина должна снизиться. Однако, с середины октября цены на топливо только растут.
А вот автовладельцев как всегда мучает вопрос, почему цены у нас высокие, раз нефтяные месторождения располагается на территориях нашей необъятной Родины, да и бензин делают здесь же.
Договорились
Интересно, что цены на бензин всегда повышаются одновременно на всех заправках Кирова. Даже, несмотря на то, что содержат и обслуживают их конкурирующие организации.
Была интересная ситуация, когда в середине февраля 2010 года дизельное топливо в Кирове подросло в цене на 40 копеек. В компании «Движение-Нефтепродукт» тогда говорили, что закупочные цены поднялись в цене на 100 рублей за тонну. Опять же во всех организациях разом. А вот на вполне закономерный вопрос о причинах в компании ответили, что такова, собственно, стратегия.
Сегодняшнее подорожание, можно сказать, снова приводит к тому же вопросу. Так специалисты предприятия «Башнефтепродукт» не смогли ничего сказать о росте цен. Просто посоветовали обратить за ответами в центральный офис «Лукойл-Пермнефтепродукт». А там, в свою очередь, от комментариев и вовсе воздержались.
Вся эта ситуация подозрительно похожа на хорошо спланированную шахматную партию, когда ради выгоды нефтяных компаний страдают автовладельцы, естественно, в финансовом выражении.
ФАС не помеха
На сегодня можно заключить, что ни одно ведомство не в состоянии контролировать и регулировать рост цен на топливо. Наверно, все помнят историю прошлого лета, когда мировые цены на нефть упали слишком сильно, а стоимость бензина в России осталась все на том же уровне.
Тогда в дело включилось высшее руководство, поручив разобраться со сложившейся ситуацией. Однако даже это мало чем смогло помочь.
В Кировской области антимонопольная служба возбудила дело против компании «Лукойл-Пермнефтепродукт» за о поддержании необоснованно высоких цен на бензин. Причем, ведомство не только оштрафовало компанию на 13 миллионов рублей, но и наказало директора, с которого требовали 15 тысяч рублей в административном порядке. Однако сам «Лукойл» оказался не согласен с таким постановлением.
Практически год шли разбирательства в судах. Сначала Арбитражный суд Кировской области встал на сторону компании нефтепереработчика, затем к нему подключились и другие инстанции. На сегодняшний день результат такой, что дело Управления антимонопольной службы закрыто.
«Мы дошли до кассации, и суд отменил наше решение, так что штрафы не взысканы и дело прекращено», - рассказали в Управлении Антимонопольной службы по Кировской области.
Похожая ситуация была и в конце 2008 года. Цены на российскую нефть Urals упали до минимальных значений, прибыль продавцов бензина была максимальной за последние два года. Чистая прибыль от оптовой торговли бензином тогда достигала 25% в цене Аи-92, а прибыль в рознице превышала 36%.
Именно в конце 2008 года ФАС начала расследования против «Роснефти», «Лукойла», ТНК-BP и «Газпром нефти», которые, по данным службы, занимают 72% российского рынка. По результатам расследований вся четверка оштрафована почти на 26 миллиардов рублей за завышение оптовых цен, но нефтяники оспорили это решение антимонопольной службы в судах.
Кто за новую формулу?
Между тем, сейчас Федеральная антимонопольная служба настаивает на новой формулы образования цен на топливо. Так антимонопольщики предлагают привязать цены на внутреннем рынке к мировым, ориентируясь на показатели двух-трех крупнейших мировых площадок по продаже нефтепродуктов.
«До той поры, пока не существует внутреннего индикатора рыночной цены, который бы отражал баланс спроса и предложения на внутреннем рынке, мы предлагаем руководствоваться ценой, которая формируется исходя из метода обратного отсчета от цен конкурентного внешнего рынка. Как только на внутреннем рынке появится индикатор цены, который корректно назвать рыночной ценой, в этой ситуации не будет необходимости придерживаться формулы», - заявил Анатолий Голомолзин, заместитель главы Федеральной Антимонопольной Службы России.
Интересно, что в России критерии ценообразования для топлива обсуждают уже практически год, когда антимонопольщики возбудили дела по необоснованному завышения цен против нескольких российских компаний. Но к конечному решению прийти так и не могут.
Ориентироваться на европейские компании может быть не слишком логично и справедливо. Дело в том, что системы в наших странах выстроены по-разному.
Как отметил Денис Борисов, аналитик «Банка Москвы», в Европе показатели рентабельности от оптовых продаж топлива ниже, чем в России. Если брать общие доходы нефтяных компаний от добычи и переработки, то в России и Европе они примерно равны — около 20 долларов на баррель, отмечает Борисов. Но в Европе только 2 доллара — доход от переработки, а в России — около 7 долларов. И все дело в системе налогообложения: основной доход российский бюджет получает именно от сырой нефти.
А для «справедливых» цен антимонопольщики предлагают развивать биржевую торговлю нефтепродуктами, а до тех пор считать цены в привязке к мировым. Есть и другое предложение – постановить, что одно юридическое лицо не может заниматься и оптовой и розничной торговлей. Тогда конкуренция будет выражена более четко, а сама стоимость топлива будет определяться по условиям конкурентной среды. Правда, на сегодняшний день ни один из этих методов не утвержден депутатами.
Между тем, у антимонопольной службы есть еще один вариант воздействия - запретить покупку и строительство АЗС на территории муниципального образования тем компаниям, доля которых на локальном рынке превышает 35-50%. Представители «Лукойла» ответили только на последний из методов, заявив, что у нефтеперерабатывающей компании нет регионов, где доля превышает 35%. «Как нам представляется, такой доли нет ни у одной из компаний», - пояснил представитель «Лукойла», заступившись сразу за все компании.
Все к автоматам
А в это время сам «Лукойл» предлагает новый способ снижения цен на топливо – открытие автоматических АЗС.
Так на днях в Кирове открылась первая автоматическая заправка в Приволжском Федеральном округе. Особенность ее в том, что обслуживает ее только один диспетчер, да и то по громкой связи.
Презентовал новую АЗС сам Владимир Дмитриев, генеральный директор компании «Лукойл-пермнефтепродукт». Причем, Владимир Павлович сразу обратил внимание на то, что цены бензина на этой заправке на 50 копеек ниже, чем по всему городу. «Получается, чем больше появится автоматических заправок, тем дешевле будет и бензин», - заявил он.
Таким образом, «Лукойл» вывел новую зависимость. Оказывается, что по большому счету стоимость российского бензина зависит не от цены нефти, а от количества работников в компании. Понятно, что заработная плата закладывается в стоимость бензина, но сложно поверить, что эта зависимость настолько сильная.
Оказывается, цена не имеет значения
На днях прошел интересный социологический опрос, который провели специалисты исследовательского холдинга «Ромир». Так россиян спрашивали, по какому же критерию они выбирают автозаправочную станцию.
Оказывается, что самое важное - качество продаваемого бензина на АЗС. За это высказались 55 % опрошенных. Вторым по популярности стал ответ «цена топлива». Этот вопрос волнует лишь 17 % респондентов. А вот дальше на очереди идет уже репутация автозаправочной станции, ее месторасположение и отсутствие очередей.