Дни Германии в Кировской области стали центральным событием этого месяца. А самым ярким мероприятием стало открытие выставки гравюр Альбрехта Дюрера. Уникальность данного события состоит в том, что работ этого знаменитого немецкого художника практически нет в России. И только три музея обладают небольшими коллекциями гравюр: Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Государственный музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина в Москве и Кировский Областной Художественный музей им. братьев Васнецовых.
и, отметила в своем ЖЖ: «Дело в том, что в нашем музее хранится уникальная коллекция его произведений, которые очень редко становятся доступными широкому кругу посетителей. Гравюры начала 16-го века - вещь очень хрупкая и трубующая трепетного отношения к себе. Прежде в таком масштабе они выставлялись лишь один раз - около двух лет назад. Про Альбрехта Дюрера говорят, что он связал искусство Средних веков с эпохой Возрождения. Он первым из немецких художников перенес на холст историю своей жизни, сделав автопортрет самостоятельным жанром. Он был первым немцем, который начал писать трактататы по теории живописи. В подобных достижениях с ним может сравниться лишь Леонардо да Винчи. Серию гравюр, представленную на выставке, Дюрер закончил в 1511г. и назвал «Малые страсти» – из-за небольшого размера листов. В музее уверены, что это оттиски с оригинальных досок Дюрера, а несколько эстампов выполнены мастером собственноручно и увидели свет в виде сброшюрованных книжек с сопроводительным текстом стихов Бенедикта Келедониуса. Доказательством тому служат обнаруженные на обратной стороне листов поэтические строки на латинском языке».
Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем ренессансной теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Дюрер – тот редкий художник, который сам о себе рассказал больше, чем все исследователи его творчества. Автопортреты Дюрера еще более чем его собственные слова обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким, чувствительным юношей.
В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру «Автопортрете с гвоздикой» (1493, Лувр). Здесь ему двадцать два года. На мадридском «Автопортрете» (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом. В 1500 году эти тенденции достигают кульминации в «Автопортрете в образе Христа» (Мюнхен, Старая Пинакотека). Здесь самолюбование мастера, заметное в его более ранних автопортретах, сменяется трезвой прямотой. На выставке, открывшейся в музее Васнецовых, у кировчан есть возможность познакомиться с немного другим Дюрером – Дюрером-гравером.
В экспозиции представлено 36 графических работ художника из серии «Малые страсти», посвященной страстям Христовым. Это небольшие работы, большинство из них размером с человеческую ладонь. Сам Дюрер по этому поводу говорил так: «Один художник за полдня на пол-листа может создать такое произведение искусства, что люди будут помнить об этом очень и очень долго, а другой будет годами создавать одно большое произведение, которое может и не стать великим…».
Мелкие штрихи и рваные линии создают поистине живую картину, которая увлекает зрителя за собой. Эффект погружения в мир художника достигается также за счет того, что на экспозиции представлены изображение дома Дюрера и репродукции его автопортретов.