"АвтоВАЗ" прибавит только 2%

Автозавод готовит масштабную проверку дилеров и может отказаться от прежней схемы дистрибуции машинКак стало известно RBC daily, в марте "АвтоВАЗ" проведет масштабную проверку дилеров для корректировки своих поставок и перераспределения квот. Официальные представители завода не подтверждают эту информацию, ссылаясь на отсутствие официальных заявлений руководства. Тем не менее многие дилеры признают, что проверка уже началась. Участники рынка связывают активность "АвтоВАЗа" со сменой руководства завода в конце 2005 г. и последующим переходом на одноуровневую программу продаж. Аналитики считают, что планируемые изменения поставок "АвтоВАЗа" являются прямым следствием увольнения представителей группы компаний "СОК", занимавших ключевые должности в дирекции по сбыту. Не исключено, что в результате операции схема реализации автомобилей станет более прозрачной.В конце 2005 г. "АвтоВАЗ" перешел под контроль Росооборонэкспорта, после чего произошла смена руководства предприятия. Вскоре было принято решение о переходе на одноуровневую систему поставок. Ранее продукция реализовывалась по двухуровневой системе - сначала продукция поступала к дистрибьютору, а потом к дилеру. При этом дистрибьютор получал 2% от стоимости автомобиля. При одноуровневой системе продаж автомобили будут поступать сразу региональным дилерам, минуя дистрибьютора. На розничной цене автомобиля это вряд ли скажется, потому что 2% дополнительной прибыли перейдет к "АвтоВАЗу". "Одноуровневая система продаж уже существовала на "АвтоВАЗе" около 4-5 лет назад", - говорит независимый автомобильный эксперт Сергей Алексейчук.Возврат к одноуровневой системе поставок участники рынка объясняют тем, что двухуровневая система породила посредников и позволила создать кормушечные структуры. К примеру, часть дистрибьюторов сбывали имеющиеся у них излишки автомобилей привилегированным официальным и "серым" дилерам, в то время как некоторые крупные продавцы испытывали недостаток продукции. "Дефицит автомобилей в предыдущем году действительно был, - подтвердил источник RBC daily в одной крупной дилерской компании. - Особенно остро он ощущался во второй половине года. Дилеры не могли полностью удовлетворить спрос покупателей на востребованные модели популярных расцветок". По мнению руководства отечественного автогиганта, возвращение к одноуровневой системе продаж позволит лучше регулировать сбыт продукции, опираясь на реальную способность автосалонов самостоятельно реализовывать автомобили.Однако, как оказалось, уменьшение числа звеньев в системе сбыта станет не единственным новшеством "АвтоВАЗа". Уход в конце января со своих постов Юрия Амелина, Александра Наметкина и Сергея Шабанова, которые являлись представителями группы "СОК", также должно отразиться на грядущем перераспределении дилерских квот. В управлении по связям с общественностью ГК "СОК" отказались прокомментировать ситуацию. "Увольнение Александра Наметкина, Юрия Амелина и Сергея Шабанова, - говорит Сергей Алексейчук, - показывает желание руководства "АвтоВАЗа" избавиться от чрезмерного влияния ГК "СОК", которая, следуя своим интересам, постепенно завладевала все большим контролем над деятельностью завода, начиная от поставки запчастей и заканчивая реализацией автомобилей. Похожий процесс по упорядочению квот уже происходил в свое время на ГАЗе, в результате чего руководство завода осталось в выигрыше".Информация о грядущем перераспределении квот и "чистке" дилерской сети вызвало различную оценку дилеров. "Мне пока не известно о проверке дилеров, но если "АвтоВАЗ" возьмется за реструктуризацию дилерской сети, то я с одобрением отнесусь к этому, так как условия реализации автомобилей у части дилеров далеки от цивилизованных", - сказал RBC daily руководитель пресс-службы компании "Автомир" Александр Брук. Представители ряда других компаний подтвердили факт проверки и возможного изменения квот. "Судя по перестановкам в руководстве "АвтоВАЗа", перераспределение квот начнется в марте", - считает Сергей Алексейчук. В ходе последних событий, по мнению аналитиков, скорее всего, будут уменьшены квоты тем дилерам, поставки для которых в свое время были приоритетными для ГК "СОК"."В результате проверки и последующего перераспределения квот система реализации автомобилей может стать более упорядоченной и прозрачной, - считает Сергей Алексейчук. - Если процесс перераспределения квот будет происходить честно и в результате будет реализован принцип работы западных производителей со своими дилерами - "равные условия для всех", то со стороны руководства "АвтоВАЗа" это будет правильным стратегическим ходом". За событиями, происходящими на отечественном автогиганте, следят и участники смежных рынков. "Любые перемены на "АвтоВАЗе" достаточно важны для всех компаний, так или иначе связанных с автомобильным бизнесом, - комментирует ситуацию директор по рекламе и связям с общественностью "Акай Электрик" Андрей Коженков. - Я надеюсь, что начатые изменения позволят "АвтоВАЗу" вести конструктивную работу как с поставщиками комплектующих, так и с дилерами. Реальных возможностей для усиления конкурентоспособности "АвтоВАЗа" в действительности гораздо больше, чем принято считать".RBC daily

Похожие материалы по теме