Риск - дело обоюдное
Десять тысяч рисков висит над головой потенциального туриста, а чтобы их избежать кировчанин старательно изучает предложения различных турагентств. В последние несколько лет небольшие конторы просто наводнили туристический рынок в Кирове. Они плодятся, как грибы после дождя, даже сейчас, когда кризис только-только закончился. Так неужели риски туристов намного страшнее, чем риск туристического агентства или оператора? В отпускной кутерьме мы решили разобраться именно в этом.
Казалось бы, туристическая фирма или оператор рискуют всего лишь потерей одного – двух клиентов, тогда как турист может просто не вернуться из поездки домой. Но с другой стороны это означает, что туристическая фирма или оператор могут потерять репутацию и доверие своих клиентов. Причем не только сегодняшних, но и завтрашних.
Сейчас СМИ еще не успокоились и говорят о банкротстве крупнейшего турецкого оператора «Karya Tour». Ситуация на самом деле непростая. Туристы заплатили деньги и уже предвкушали незабываемое путешествие, как оказалось, что жестокая реальность загубила их мечты. С момента банкротства на турецкие курорты отправились почти 4 тысячи человек, а гарантии их возвращения никто не может дать. Пусть турецкие власти и пытают разрешить сложившуюся ситуацию, но туристам, в том числе и российским, придется несколько пересмотреть свои планы на отпуск и продлить его. Ведь выезжать с территории Турции клиенты «Karya Tour» будут в порядке живой очереди.
Риски оборачиваются денежными обязательствами
В последнее время власти решили несколько вмешаться в туристический процесс. Ведь если сократить риск отдыхающих, то в России появится намного больше желающих отдохнуть в жарких странах или даже на юге нашей страны. Так вот они взяли и увеличили сумму финансовых гарантий турфирм. Казалось бы, риск для туристов меньше – больше клиентов у турагентств и туроператоров, а у контор, значит, выручка может вырасти в разы. Но сами фирмы не слишком довольны нововведением.
По финансовым гарантиям туристическая фирма обязана зарегистрировать страховой взнос туроператора на случай своего банкротства. А вот в дальнейшем отложенные деньги будут компенсироваться клиентам.
А вот поправки в законодательстве как раз увеличили в разы эту сумму – с 10 до 30-100 миллионов рублей. Эти данные касаются только тех фирм, которые занимаются внешним туризмом. Изменения эти вступили в силу в марте 2009 года, когда финансовый кризис еще даже и не думал заканчиваться.
Вот, например, год назад Игорь Васагин, председатель компании «Неизвестная земля» поделился с журналистами: «Для крупного оператора сумма в 30-100 миллионов рублей, конечно, не такая большая. А для маленьких компаний, которые занимаются, например, индивидуальным туризмом, - ощутимые расходы. Тем более что сейчас даже невозможно получить кредит в банках».
По его словам, в условиях падения спроса на внешний туризм, повышение сумм финансовых гарантий нецелесообразно. Да и, по мнению российских аналитиков, чистая рентабельность операторского бизнеса составляет 5-10%, агентского – 3-7%. Не такие большие показатели, но компании выигрывают за счет больших оборотов.
Законодатели посчитали, что такая мера просто необходима, чтобы защищать интересы туристов. Вот только в этом вопросе чиновники несколько упустили, что у внешнего туризма несколько разновидностей. Есть пример, когда люди выезжают из России отдохнуть в другие страны, а есть совершенно противоположный случай, когда иностранцы приезжают в Россию и начинают тратить деньги уже на территории нашей страны. Получилось, что государству выгоднее закрыть свои границы от чужих туристов? В то время, когда другие страны, можно сказать, живут за счет приезжих туристов. Неужели Россия не желает даже подзаработать на этом? Конечно, желает. Это просто издержки законодательства.
Не прошло и года…
Эту ситуацию чиновники попытались обратить в свою сторону сразу, как только представилась такая возможность. Представители въездного туристического бизнеса из Калининграда обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой снизить размеры финансовых гарантий для их сектора туристического бизнеса. И самое интересное – они нашли поддержку у госсектора.
Правда, пока рассматривается только вопрос о том, насколько им могут снизить сумму фингарантии. Снижение минимального размера финансовых гарантий с нынешних 30 миллионов до 1 миллиона и 10 миллионов рублей в зависимости от оборота компаний позволило бы малому бизнесу работать более эффективно.
Вот только в официальных структурах, курирующих туризм, подобные предложения называют бесполезными. В Ростуризме ссылаются на то, что за время действия фингарантий лишь незначительная часть - порядка 12-15 процентов турфирм - вынуждены были уйти с рынка. Остальные, а это ни много ни мало 4169 туроператоров, как работали, так и продолжают работать. При этом только за первый квартал 2010 года туристам, пострадавшим от действий туроператора, было выплачено порядка 4 миллионов рублей. А это значит, подчеркивают чиновники, что закон работает. Судя по всему, споры относительно размера фингарантий будут продолжаться.
Понятно, что туристам до законодательных тонкостей дела нет. Летом их по-прежнему больше всего занимает отдых на морских побережьях. Аналитическая служба Ассоциации туроператоров России провела анализ запросов пользователей поисковой системы Яндекс по тематике и виду отдыха, сравнив май 2010 года с прошлогодними показателями. Согласно полученным данным, более чем в два раза увеличился спрос россиян на отдых на теплых морях. Как и год назад, свое лидерство среди курортов сохранили Турция, Египет, Италия, Испания, Греция и Болгария. Спрос на туры в эти шесть стран составил почти 60 процентов от общего числа запросов.
Кстати, суммы финансовой гарантии нужно заложить еще до того, как набираются клиенты. Так что получается - туристы рискуют только на самом заключительном этапе, тогда как риски самого турагентства или оператора начинаются еще до официального открытия организации.
Ради коктейля с шампанским согласны и на риск
С конца перестройки российские турфирмы стали набирать обороты, пока кризис 1998 года не оставил на рынке лишь самых стойких игроков. Но за последние годы ситуация снова изменилась в сторону перенасыщения рынка туристическими агентствами. И это притом, что туроператоров в Кирове нет. За год в Кирове открывается до десяти новых турагентств. Вот только по статистике только менее 30% из них «доживают» до своего трехлетия.
Подобная привлекательность обуславливается относительно небольшими инвестициями (около $10.000), минимальным количеством персонала (от четырех-пяти человек) и кажущейся простотой задачи. Однако бизнес в этой отрасли сопровождается достаточным количеством рисков, способных разорить инвестора.
Тут даже расположение офиса играет огромное значение. По оценкам российских экспертов, если офис расположен на задворках, то фирма рискует потерять почти 80% своих клиентов. Например, вы вряд ли пойдете в туристическую фирму, которая находится на окраине города в спальном районе, да еще и в каком-нибудь подвальном помещении. Смешно, конечно, но чисто интуитивно просто пропадает доверие к такой конторе. Как будто каждая фирма туристической сферы должна круглые сутки находится на солнце, работники должны быть бодрыми, загорелыми и отдохнувшими.
Вот только в других сферах бизнеса загар не причисляют к положительным профессиональным качествам сотрудника. Хотя в туристическом все сделано для этого. Только сотрудник прошел обучение, как его могут отправить отдыхать. Ну, не отдыхать, конечно, а в рабочих целях ознакомится с иностранными отелями, куда поедут отдыхать будущие клиенты. А вот здесь проглядывает очередное препятствие. Руководитель должен грамотно подойти к вопросу маршрута ознакомительного тура, которые устраивают туристические операторы, и выбрать отели. Не стоит даже надеяться, что посмотреть менеджер сможет на все. Вот, например, в Турции всего несколько тысяч отелей, а туристический оператор предлагает ознакомиться только с десятью. Причем, никто не даст гарантии, что эти десять будут самыми лучшими и экономически выгодными.
А в это время клиенты предпочитают ехать только в те гостиницы, где менеджер фирмы побывал сам. Получается, что прибыльность всего бизнеса зависит по большей части от того, как отдохнул сотрудник.
Но тут возникает другой вопрос. Никто не даст гарантии на экономическую безопасность туристической страны. Вполне возможен форс-мажор – природные катаклизмы, теракты или, не дай Бог, война. В прошлом месяце сорвалось множество туров в Киргизию, где внезапно начался политический переворот. Именно он распугал всех туристов, а кировские турфирмы, которые в принципе не имели отношения к политическим перестановкам, пострадали. В таких непредвиденных обстоятельствах выход есть только один – чем быстрее журналисты забудут о случившемся, тем быстрее бизнес снова войдет в русло.
Как уже говорили, в Кирове есть только туристические агентства, а самих операторов просто нет. Так что турагентства выполняют лишь роль продавца туроператорского продукта. И если поездка срывается по вине туроператора, клиент запомнит именно агентство, продавшее ему эту путевку, и вряд ли когда-либо в него вернется. Причем любая отдельная недоработка со стороны туроператора – будь то встреча в аэропорту, бронирование гостиничных номеров, организация экскурсий, или программа страхования – по сути является «ложкой дегтя», способной испортить впечатление от всей поездки. Один-два кричащих репортажа по телевидению с упоминанием оператора и агента, и репутация может потянуть турагентство на дно. Поэтому выбор туроператора – это задача, требующая действительно серьезного подхода. Решению вопроса может помочь посещение специализированных выставок, на которых представлены услуги ведущих туроператоров по всем направлениям. В финансовом плане, проблемы, возникающие у туроператора (к примеру, срывы договоров с принимающей стороной при полной предоплате), могут отразиться на турагентстве снижением их прибыли.
Экстрим – дело тонкое
К запросам материальной ответственности туристических контор подключились и сотрудники МЧС. Как регулировать «экстремальный» отдых, еще не решено. Не исключено, что турагентствам придется приобретать отдельную лицензию на этот вид деятельности. МЧС России всерьез озадачилось решением проблемы безопасности экстремального туризма, в первую очередь – лыжного спорта в лавиноопасных горных районах России. По данным МЧС, в последние годы количество туров для альпинистов, горнолыжников и сноубордистов значительно выросло. Вместе с тем, многие туристы предпочитают «свободное катание».
«Люди уходят в горы и не ставят никого об этом в известность, в том числе и МЧС. Потом мы узнаем о них, только когда нам звонят и просят о помощи», – рассказал один из авторов проекта. В идеале турфирмы, по его словам, вместе с Росгидрометом и МЧС должны совместно определить порядок обеспечения безопасности туристов в горных районах. Но на деле турфирмы зачастую заняты лишь тем, чтобы доставить «на точку» побольше жаждущих экстремальных развлечений граждан, а безопасность клиентов их слабо волнует. Да и система противолавинных отрядов в России развита недостаточно. Такие отряды наиболее интенсивно работают сейчас лишь в Приэльбрусье и в Северной Осетии, в то время как риск попасть в лавины существует сегодня практически на всех горнолыжных курортах России – от Кавказа и Урала до Камчатки.
Как именно будет регламентироваться экстремальный туризм – пока законодательно не оформлено. «Это будет комплекс нормативно-правовых актов, поправки в законы и подзаконные акты, регулирующие туристическую деятельность. Это еще предстоит разработать», – пояснили «Газете.Ru» в МЧС. Участники рынка, со своей стороны, опасаются, что турфирмы, которые занимаются экстремальным туризмом, обяжут покупать отдельную лицензию на этот вид деятельности. «Если требования к турфирмам будут сильно ужесточены, некоторым из них придется уйти из этого бизнеса. В любом случае повышение требований приведет к удорожанию туров. А это приведет к тому, что и без того высокий процент «дикарей» увеличится.
Так они вообще окажутся без всякой защиты, страховки и сервиса», – размышляет специалист туристической компании «Асмиральд» Михаил Ряховский. Вероятен и другой вариант, при котором туристические компании обяжут страховать как свою ответственность, так и жизнь и здоровье «экстремальных» клиентов. Такие меры, по мнению участников туристического бизнеса, в целом целесообразны – риски экстремального спорта действительно высоки.
Сейчас страхование в сфере экстремального спорта, особенно в России, развито недостаточно хорошо. «Во многом это объясняется отсутствием страховой культуры у населения, – замечает глава страховой брокерской компании «Аспект» Роман Смыра. – Поэтому в случае, если в новых требованиях к турфирмам будет предусмотрено расширение перечня видов страхования, это может как подстегнуть рынок, так и отпугнуть клиентов». «Опытные спортсмены вряд ли будут страховаться, скажем, от несчастного случая», – констатирует эксперт.
Bon voyage
А в это время Владимир Путин заявил о необходимости развивать туристический потенциал Северного Кавказа. Премьер предложил создать там кластер горнолыжного туризма. Интересно, если получится такое осуществить, то в Куршавеле скажут: «Bon voyage» и начнут подсчитывать убытки.
Вот только никто не даст гарантии, что такую идею смогут воплотить в жизнь именно так, как было задумано в самом начале. Ни сейчас, ни завтра никто не скажет, возможно ли вообще создать французский сервис на Кавказе. Ведь не для всех туристов основное значение имеет красота природы.
По словам Путина, в прошлом году курорты округа посетили 1 миллион 800 тысяч туристов. «И я думаю, что это только начало. Потенциал, конечно, гораздо больше. В качестве стартового проекта мы намерены сформировать единый кластер горнолыжного туризма от Каспия до Черного моря. Покатаемся», - с улыбкой сказал премьер, добавив, что в этот кластер войдут курорты Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи.
Премьер особо подчеркнул, что, речь идет о живой абсолютно реальной бизнес-идее. К ней проявляют серьезный интерес частные компании, как российские, так и зарубежные. Она предметно обсуждалась в рамках недавно проведенного Петербургского экономического форума.