Любимый праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды. Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).
В Кирове это праздник уже четвертый. Организатором мероприятия выступает национально-культурная автономия татар города Кирова при поддержке управления культуры администрации города. Спонсорами проекта стали муниципальное образование «Город Киров», национально-культурная автономия татар и банк «Ак Барс». Екатерина Носкова, специалист управления культуры, рассказала, что праздник проводится не только для татар Кировской области. Он направлен на единение культур. - Муфтий Габдуннур Камалуддин, глава кировских мусульман, откроет праздник приветственными словами.
В этот день кировчан ждет увлекательная культурная программа. Ведущие проведут татарские конкурсы, среди которых бег в мешках, бег с яйцом в ложке, борьба на полотенцах, конкурс татарской песни, соревнования по армрестлингу и поднятию гири, а также подведут итоги конкурса «Татарская кухня». И гвоздь программы - национальная борьба - куреш (кураш) - борьба на поясах. Приз за победу - барашек, его уже откармливают.
Все победители получат призы от спонсоров и организаторов праздника.
Немного истории:
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада. В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки. Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары. |