В последнее время рынок таксомоторных услуг стал сильно расширяться и укрупняться за счет прихода больших инвестиций и этот фактор, безусловно, сказался на качестве предоставляемых услуг. Сейчас ездить в такси стало комфортно, доступно и приятно — по крайней мере, такими слоганами наполнены все сайты им тексты рекламы, компаний, которые оказывают те или иные услуги такси. Так ли это? А чтобы убедится или опровергнуть — узнаем какой путь такси проехало, чтобы докатиться до наших дней и где все-таки остановилось.
Сейчас поймать машину не составляет проблем. Для этого достаточно просто позвонить по телефону и через минуту машина уже подъедет к назначенному месту. Да даже можно просто выйти на дорогу и какой-нибудь частник с удовольствием Вас подвезет. Вот только так было не всегда. До 90-х годов такси полностью было в руках государства.
Как это было
О том, с чего начиналась эра такси, рассказала Таисия Лянгасова, водитель Таксомоторного хозяйства. В далекие 60-е годы она работала на одной из машин Таксомоторного хозяйства в Кирове. «Все перевозки были строго государственными. Тогда мы ездили еще на машинах «Победа». Все свободные машины съезжались на стоянку возле Центральной гостиницы, откуда и можно было уехать. Причем не сразу. Все было в порядке строгой очереди. Если пассажир хотел уехать с каким-либо определенным водителем, то ему приходилось ждать, пока наступит его очередь. Да и перерабатывать не было возможности. На одной машине ездили по восьмичасовым сменам. А после смены обязательно сверялся километраж, расход бензина и заработанные деньги», - пояснила Таисия Тимофеевна.
Конкуренцию государственному учреждению составили частники в лихие 90-е, когда каждый стремился найти хоть какой-то способ заработать. За руль сели и преподаватели ВУЗов и научные сотрудники.
А в 2000-х появились к ним присоединились и зарегистрированные компании. Первым частным такси в городе Кирове, составившим конкуренцию муниципальному извозу, стал в 2001 году «Дилижанс». Сейчас в Кирове десятки подобных частных компаний, но это еще и не предел.
Константин Семиколенных, один из совладельцев такси «Любимое», высказал свое мнение: «Развиваться рынку такси можно, и он будет это делать. Но, на мой взгляд, совершенно исключено, что такси перейдет в руки государства, как это было в советское время. Наше государство сейчас отдает стратегические предприятия, распродает военную промышленность. Так что ему просто незачем еще и организации такси. Им намного выгоднее собирать с нас больше налогов и как-либо наладить эту систему».
Растет рынок такси. Но при этом не отстают и частные извозчики, которые каждый день выезжают на улицы Кирова.
Бамбилы
«Бамбилы» для нас – это большая проблема. И очень странно, что государство не может узаконить и разобраться с этой ситуацией. Ведь по сути дела частные извозчики не платят налогов и, следовательно, государству это не выгодно, - пояснил Константин Семиколенных. - Как говорится: есть стимул с этим бороться, но только пока чиновники в этом никак не преуспели. Но в первую очередь от их деятельности страдаем мы, такси, они увозят наших пассажиров и забирают часть выручки. Это с одной стороны, с материальной. А есть еще и кадровая. В каждом такси есть кадровые проблемы. Мы бы с удовольствием взяли на работу «бамбил», но они предпочитают работать частно и все вырученные деньги оставлять в своих карманах. Да и искоренить это достаточно сложно. Машина может просто остановится на остановке и ждать своего пассажира, но никто не сможет доказать, что он занимается частным извозом. Машина могла просто остановиться".
Есть, конечно, такая вероятность, что «бамбил» все-таки удастся обуздать. Но тут же возникнут новые проблемы.
Многие российские аналитики утверждают, что вместе в совокупности такси и частники своим предложением уравновешивают спрос. Например, в Москве просто не хватит водителей такси и машин соответственно для того, чтобы увести всех желающих. Поэтому такси на сегодняшний день просто не могут обойтись без «бамбил».
Вот только в Кирове несколько другая ситуация. Константин Семиколенных утверждает, что у нас такой проблемы нет. Машин хватило бы, чтобы увести всех желающих. Вот только весь вопрос упирается в кадры. Водителей такси нужно было бы больше.
По мнению владельцев такси, если все-таки государству удастся запретить частный извоз, то примерно 70% частников выстроятся в очереди компании такси, ну или создадут новые, уже свои. В этом случае водители просто станут отдавать «хозяевам» какой-то процент выручки.
Но нельзя забывать, что подрабатывают частным извозом те, кто хочет заработать денег. Есть и такие, для кого это хобби, за которое тебе еще и платят.
Вот только можно работать и без шашек – просто остановится и ждать своего пассажира. В этом случае проверяющие службы никак не смогут доказать, что водитель просто остановил машину.
Нельзя забывать и о том, что таксисты и частники работают на одной территории. А все места стоянок разные.
«Сегодня рынок такси не цивилизован», — считают таксисты, работающие в «легальном» извозе. Для потребителя наличие лицензии таксующего транспорта — признак надежности, исправности автомобиля, компетентности и адекватности реакций водителя. Но для многих хозяев получение лицензии — дорогое удовольствие (при лицензировании обязательно наличие охраняемой автостоянки, контрольно-техническое обслуживание два раза в год, собственный врач, психолог). Гораздо проще организовывать нелегальный бизнес по отработанной в Кирове схеме: пара машин, телефонная линия, девушка-диспетчер. Результат — гарантированная неплохая выручка.
"Хлебные" места
Как правило, по всем городам России делят хлебные, самые денежные места. Причем, самыми выгодными зачастую оказываются привокзальные площади и аэропорты. Именно там можно найти пассажира, который просто не захочет дожидаться другого таксиста и согласен ехать за любые деньги. В крупных городах за такие «хлебные» места разворачиваются настоящие сражения. Но не у нас в Кирове. По крайней мере, в милиции о подобных случаях сказать ничего не могут.
Да и практически все владельцы такси говорят, что ни о каком делении территорий в нашем городе не может быть и речи. «Это все сказки. Да есть некоторые люди, кто говорят, что платят проценты от выручки за определенное место стоянки, - говорит Константин Семиколенных, один из совладельцев такси «Любимое». – Но насколько я знаю, покупают места у нас только на ж/д вокзале и автовокзале. Все остальное бесплатно».
Тем не менее, самыми выгодными местами для таксистов стали как раз район двух вокзалов, площадь Маршала Конева в Юго-Западном районе.
Ценовая политика каждой из организаций, естественно, разная. Но цены отличатся не на много – разброс идет от шестидесяти рублей до ста. Причем этих рамок придерживаются и таксисты и частники. А такое понятие, как счетчик давно канул лету.
Счетчик – это хорошо?
На сайте одной из фирм кировских такси проводится опрос: стоит ли возрождать счетчики? Ответов предлагается несколько – да, нет, не вижу смысла, все равно ничего не изменится и другие. Сами таксисты утверждают, что в стоимость по счетчику очень трудно заложить дальние поездки, например, по области. «Туда человека можно довести, но приходится брать с него двойную стоимость, так как обратно все равно поедешь порожняком», - поделился с нами один из таксистов.
А вот таксисты-ветераны напрямую говорят о нынешнем обмане. «Когда мы работали по счетчику, от нас стоимость никак не зависела. Сейчас же таксисты просто обманывают – говорят, что доехать до определенного места стоит, допустим, полторы тысячи рублей. Хотя реальная стоимость такой поездки в разы меньше. И что удивительно многие соглашаются на такие условия», - поделилась Таисия Лянгасова.
Вот только на сегодняшний день практически все такси обходятся без этих пресловутых устройств, предпочитая спросить у диспетчера, сколько стоит поездка для конкретного пассажира.
А выгодно ли крутить баранку?
Если в советские времена таксисты получали проценты (премии), то сейчас сложилась другая схема. Таксомоторное предприятие предоставляет водителю машину в аренду. В Кирове она составляет 1200 рублей за сутки. И что самое интересное, она не намного отличается от московской – там берут 1500 рублей в сутки. Все, что осталось сверху, таксист забирает себе.
Вот только сами таксисты сложившейся схеме не рады. «Заработки невелики, он даже не может позволить себе нормально отдохнуть, - рассказывает один из водителей такси. - А многие молодые частники работают чуть не круглосуточно. Чуть ли не спят в машинах, лишь бы заработать что-то. Какие тут Трудовой кодекс, нормы. А сейчас стало еще хуже - из-за появившихся конкурентов, ну и, конечно, «ненавистных частников-шабашников, которые не платят никому и ничего, а клиента хватают». А бывает, мальчишка едва получит права и давай уже колесить по городу, подрабатывать».
Конкурентная езда
Конкуренция на этом рынке достаточна высока. Борьба идет не только за отдельных пассажиров, но и за корпоративные контракты. Причем стоимость поездки играет не первую роль. Каждая фирма старается выстроить свою безупречную репутацию, предоставить для пассажиров новые чистые авто и лучших водителей.
В нашем городе в основном ставку делают на марку машины. Не удивительно, что это встречается даже в самом названии фирмы, например, «Шевролет». Или некоторые организации в качестве рекламы предлагают посмотреть, какие именно машины повезут потенциальных пассажиров до места назначения.
Хорошее решение — использовать бренд уже существующей успешной организации. В этом случае вновь создавшееся структура становится частью корпорации или холдинга (как «Европа плюс»), либо работает с информационным источником на условиях взаимозачета (такси «Динамит»).
При значительных усилиях можно создать свой бренд — увеличивая число машин и нарабатывая весомую репутацию. Наработанная или «слизанная» марка поможет удерживать уровень тарифов.
А между тем, руководители ведущих кировских таксомоторных предприятий признают факт конкуренции между собой. Но каждое из них стремится работать в своей нише. А вот фирмы-однодневки портят кровь всему «крупняку». Это те, кто работает в большинстве случаев на мобильных телефонах, не заинтересован в сервисе и сбивает тарифы существенной дешевизной.
Примерно год назад руководители кировских такси обеспокоились и репутацией своих водителей. Они составили «черный список» таксистов, который можно найти в паутине интернета. Таким образом, руководители решили себя обезопасить от тех кандидатов в водители, которые кочуют с одного места на другое. Кроме того, у многих кандидатов за плечами - маленький стаж, частые аварии и частая смена работы. Доверять такому водителю директор такси вряд ли станет.
Кадровый отбор
Каждый из руководителей стремится заполучить к себе на работу хороших квалифицированных водителей. Курсов для водителей такси в нашем городе нет. Поэтому все таксомоторные предприятия предпочитают ориентироваться на водительский стаж. Причем, в каждой организации он разный – от трех до пяти лет. Критерием отбора идет и возраст кандидата, который зависит от политики компании. С каждым из соискателей проводится собеседование, где уже и узнают, насколько хорошо водитель знает наш город и ориентируется в нем или, например, как лучше объе6хать создавшуюся пробку, чтобы клиент проехал в назначенное место вовремя. Все это походит на экзамен-испытание.
Во время кризиса люди многих профессий бросились покорять такси. Константин Семиколенных, один из совладельцев такси «Любимое», рассказал, что к ним на работу пришел устраиваться один из начальников строительной бригады, который много лет работал в Москве, но тогда решил вернуться в Киров. Причем он был согласен работать даже на своем автомобиле.
Но для нас – пассажиров - это необходимая гарантия безопасной поездки.