Программа утилизации вызвала бум и ажиотаж, сыграть на котором захотели и сами производители, и дилеры «АвтоВАЗа». Отечественные «пятерки» и «Семерки» поднялись в цене по всей стране. А мы решили выяснить, насколько это коснулось Кировской области.
«АвтоВАЗ» наконец-то решился поднять цены на 0,6-3%, но дилеры завода оказались намного расторопнее – из-за дефицита, вызванного программой утилизации.
О повышении рекомендованных розничных цен на Lada «АвтоВАЗ» сообщил в 14 мая 2010 года. Больше всего — в среднем на 3% — подорожала «классика» (прежняя рекомендованная цена — от 163 576 руб.) и Samara (от 235 507 руб.). Цены на Kalina и Priora увеличатся в среднем на 0,7 и 1,7% (было — от 256 490 и 289 983 руб.). Стоимость машин, которые продают по программе утилизации, не изменилась, объявила компания. Также как на прежнем уровне останутся цены на «Калину», «Приору» в комплектации «стандарт».
А рост цен вызван в первую очередь подорожанием металла, объяснил Игорь Буренков, директор по внешним связям «АвтоВАЗа»: больше всего выросли в цене автомобили бюджетных семейств, так как в их себестоимости доля металла выше.
По данным агентства «Автостат», в автосалонах отечественные машины подорожали и без рекомендации «АвтоВАЗа». С середины марта у дилеров Тольятти цены выросли в среднем на 7-18% в зависимости от семейства.
Программа утилизации быстро создала дефицит на Lada, покупатели вынуждены выстраиваться в очереди, поэтому дилеры получили возможность поднимать цены — ведь «АвтоВАЗ» устанавливает лишь рекомендованный уровень цены, объяснил Сергей Целиков, генеральный директор «Автостата». При этом агентство сравнивало стоимость одинаковых комплектаций Lada, в реальности цены могут расти и за счет того, что дилеры стремятся продавать вместе с машинами дополнительные опции.
Дилеры, которые работают с «АвтоВАЗом» по программе утилизации, не могут продавать машины за сертификаты дороже рекомендованной цены, говорит Буренков, но при продажах за наличные ограничений нет. Правда, сотрудники всех компаний, предлагающих Lada дороже заводской цены, заявили, что по программе утилизации они не работают или недавно перестали.
Кировский автосалон «Союз» не является дилером «АвтоВАЗа», но и завышать цены руководство не планирует. «Однозначно мы продаем машины по ценам, рекомендованным заводом», - пояснил Виталий Трейден, заместитель директора по маркетингу автосалона «Союз». Хотя спрос на машины действительно велик настолько, что людям приходится вставать в очередь с полученными сертификатами, автосалоны предпочитают не пользоваться возможностью продавать машины дороже, чтобы не портить отношения с заводом, а рентабельность продаж компанию и так устраивает.
А в это время.
Нынешнее повышение цен может оказаться не последним, ведь издержки автопроизводителей растут. Российские металкомбинаты хотят добиться от автозаводов повышения закупочных цен на металлы на 10-30%, сообщил Reuters со ссылкой на сотрудников автоконцернов. Это связано с ростом мировых цен на металлы — ведь, например, в России холоднокатаный прокат, используемый в автопроме, стоит около 700 долларов за тонну, а на экспорт он продается за 720-730 долларов.