Сейчас городские и областные власти отчаянно борются за сохранение и выравнивание дорог. В потаенных уголках бюджета находятся средства на финансирование ремонта дорожного полотна. Областные власти не просто меняют схему финансирования, но и устанавливают новые запреты.
Кировские дороги никогда не ставили в пример другим областям. Каждый, кто хоть раз путешествовал на автомобиле, замечал разницу, когда пересекал границу Кировской области – ямы, ухабы и дефекты асфальта.
С каждым годом автомобилями перевозится все больше грузов. Как отметили в Кировстате, за первый квартал 2010 года объем грузоперевозок увеличился практически в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В январе-марте 2010 года объёмы перевозок пассажиров и грузов, выполненных автомобильным транспортом общего пользования, к аналогичному периоду 2009 года составили соответственно 97,2 и 156,9 процента, - сообщили специалисты ведомства. - Еще лучше ситуация обстояла в марте, когда пассажирские перевозки выросли на 0,7 процента, а грузовые автоперевозки - в 2,4 раза».
И это естественно. Доставить груз из Кирова можно несколькими способами – по железной дороге, на самолете, по Вятке и по автодороге. Самолет может перевести лишь небольшие объемы грузов; речное сообщение давно нарушено из-за мелководности реки; железнодорожные перевозки подходят тем, кому нужно доставить единичные грузы – все остальные же используют большегрузы. Именно эту деятельность и государство и пытается регулировать.
Дорогу муниципалитетам
За 2009 год было сделано много в этом направлении. Дороги распределили на федеральные, региональные и местные. Схема распределения бюджетных средств на ремонтные работы изменилась. Теперь за содержание областных дорог отвечают муниципалитеты, а областной бюджет эти работы обязуется спонсировать. Альберт Запольских, глава департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области, подчеркнул, что один на один муниципалитеты со своими магистралями не останутся. Этому нововведению нашли оправдание. Местные власти намного лучше знают, какие участки дорог нужно отремонтировать в первую очередь. Знают также и то, по каким путям чаще всего проезжают автомобилисты. На содержание полотна, где оно есть, выделены субсидии в объеме 650 млн. рублей. Также в одно были объединены 21 дорожных предприятия. «Вятавтодор» обслуживает все региональные дороги и 95% местных.
Кроме того, областные власти закрепили транспортный налог именно за ремонтом дорог. Отметим, что в бюджет средства от повышенного налога придут в бюджет только в конце года, а деньги на ремонт областных дорог необходимы уже сегодня.
В каждом из муниципалитетов велись долгие дискуссии на эту тему. Но в конечном итоге власти районов склонились к тому, что нововведение к лучшему – за свои дороги муниципалитет должен отвечать сам. «До этого нам выделяли крохи, и было неизвестно на что уходит львиная доля средств. Теперь мы сами распределяем деньги и знаем, куда их направить в первую очередь. Туда, где есть лесное хозяйство, школа или больница, - поделилась Чеснокова Елена, глава Яранского района Кировской области. – У нас создан Совет глав, общим числом голосов которого решается, на что будут потрачены выделенные средства. Например, если мы делаем в этом году дороги такого-то поселения полностью, то потом мы к ним не притрагиваемся лет пять. И в следующий год начинаем ремонт полностью дорожного полотна другого направления».
«В 2010 году на содержание дорог Кировской области выделено 380 миллионов рублей, остальные деньги пойдут на завершение строительства ранее начатых объектов. На ремонт и капремонт не выделено ни рубля. Мы попытаемся привлечь федеральные средства, - пояснил Альберт Запольских, глава областного департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи. - Основной задачей сейчас является сохранить то, что есть».
Вот, например, в этом году Яранский район получит около 17 миллионов рублей на ремонт и содержание дорог. Из них 3 миллиона пойдут на ремонт городских улиц, более миллиона пойдут на трассу в Кугушском районе сельского поселения, а остальное - на направления автобусных маршрутов.
Перемены всем даются с трудом. Такое ощущение, что в числе недовольных абсолютно все участники транспортного движения. Одни измеряют ямы и ведут рейтинги самых опасных дорог, другие эти самые ямы и создают, а третьи их ремонтируют. Автомобилисты жалуются на плохие дороги и, вооружившись линейками, отправляются искать самые глубокие ямы. Областные власти в это время кричат о том, что в бюджете просто нет средств на полный ремонт дорог. Ежегодно деньги на «реставрацию» и ямочный ремонт забирают чуть ли не у детей. Бизнес возмущен: закрывают пути к расширению и ограничивают движение грузового транспорта, останавливая производство и угрожая полумиллионными штрафами. Да и районным властям добавили обязанностей. Им теперь нужно еще и организовывать ремонт дорожного полотна.
А пока одной из мер для сохранения дорог стало весеннее ограничение движения транспорта.
Ограничивая движение
Остался самый крупный весенний вопрос. Большегрузы разрушают размокший асфальт дороги. До этого года пусть неэффективно, но работал режим пропусков. Когда, получив определенные бумаги и заплатив деньги, водитель спокойно вез свой груз до пункта назначения. Считалось, что стоимость за проезд была заплачена и с вой вклад в ремонт дорог предприниматели сделали. Но с этого года все изменилось. Пропускную систему отменили, а за основной разрушительный показатель приняли вес машины.
Правительство и Министерство транспорта подписали документы, по которым на всей территории страны вводятся единые правила. Владельцы большегрузов должны возмещать вред, который они приносят автомобильным трассам при перевозке тяжеловесных грузов. Причем определены предельно допустимые на оси транспортных средств.
Временное ограничение движения грузового автомобильного транспорта по дорогам федерального значения вводится приказом ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" с учётом особенностей регионов и дорожно-климатических условий.
Ограничения не распространяются на спецтранспорт, связанный с перевозкой продуктов питания, медикаментов, пассажироперевозками и т.п.
А Никита Белых, Губернатор Кировской области, поручил до 1 июля по итогам ограничительного периода проанализировать его влияние на работу хозяйствующих субъектов.
В этом году для сохранения автомобильных дорог в период весенней распутицы введено временное ограничение движения большегрузных транспортных средств с 19 апреля по 18 мая. Ровно 30 дней в Кировской области, как и в других регионах, действует служба весового контроля.
В структуре областного госучреждения «Дорожный комитет Кировской области» создано специальное подразделение. Закуплены четыре мобильных поста весового контроля на базе автомобиля марки «ГАЗ-2217» и установлены еще восемь стационарных.
Водителю машины, попавшей на весовой контроль, будет выписан акт, в соответствии с которым он будет обязан оплатить поездку в любой сберкассе.
«Поскольку мы эту ситуацию мониторили и предполагали, что так будет, в Кировской области создана служба дорожного контроля. Того что было раньше, а именно общая масса автомобиля, больше не будет. При расчете потерь, причиняемых дорожному полотну, отныне будет учитываться нагрузка на оси транспортного средства. Система с одной стороны сложная, а с другой — простая. Весь год будут действовать определенные расценки, а весной компенсировать придется гораздо больше», - подчеркнул Альберт Запольских.
Вес имеет значение
Так постоянно будет действовать ограничение до 10 тонн на ось, а весной — до 6 тонн.
Специалисты «Дорпроекта» провели исследование и установили конкретный предельный вес на ось автотранспортных средств. Так, например, если превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок достигает 10%, то размер вреда на 100 км должен быть возвращен в размере 5260 рублей, свыше 10 до 20% – 7710 рублей, свыше 20 до 30% – 10960 рублей, от 30 до 40 % – 15190 рублей, от 40 до 50 % – 21260 рублей, свыше 50 до 60% – 27330 рублей, а вот от 60% вред рассчитывается индивидуально.
Шлагбаум для бизнеса
Статистика убыточности от «весеннего закрытия дорог» в Кировской области не ведется. Тем не менее, финансовые потери, по мнению кировских предпринимателей, неизбежны.
Больше всех обеспокоились строители. Предупредили их практически за месяц до перекрытия дорог и посоветовали завести необходимые строительные материалы заблаговременно, то есть раньше 19 апреля. Но ведь часть строительных материалов заранее до закрытия дорог подготовить нельзя. И эту перспективу крупные строительные организации встретили в штыки.
Чтобы грузовик с предельной нагрузкой на каждую из двух своих осей примерно по 7 тонн перегруженный практически в два раза (то есть по 14 тонн на ось) проделал путь в 185 километров, расстояние равное отрезку поселка Лебяжье до Кирова. И за год придется платить по 40 тысяч рублей.
Тем более что во время весеннего ограничения движения за такой же тоннаж и маршрут придется заплатить больше полумиллиона.
Многие строительные организации решили «заморозить» работы на время весенних ограничений, прикинув, какие счета на них могут обрушиться.
«Пустой Камаз-миксер для перевозки бетона вести 17 тонн. По нормам получается, что он, еще не загруженный, уже превышает все нормы. А ведь бетон заранее на стройку завести невозможно. Точно так же как и кирпич. Бригада кладет в месяц по 600 кубов кладки. Это примерно 25 вагонов кирпича. Где на наших площадках найти столько места, чтобы завести стройматериалы на период ограничения?», - возмущается Сергей Кочуров, генеральный директор «КЧУС+К».
«Если в 2009 г. перестал работать завод в поселке Стрижи, и соответственно трасса стала свободнее, то не исключен такой вариант, что в этом году опустеет и чепецкое направление», - подчеркнул Алексей Миронов, директор «Кировспецмонтаж».
Есть и другой разряд организаций, которые просто не могут приостановить перевозку грузов. Например, Александр Барабанов, генеральный директор «Уржумнефтепродукт», пояснил, что будет уменьшать весовые нагрузки. Причем, отметил: «В Уржуме есть направление, которое называется «Яранский тракт. Эта дорога ведет прямиком в Йошкар-Олу. Она совершенно не проезжая, хотя считается дорогой районного значения. Я считаю, что единственным выходом из этой проблемы станет смена технологий покрытия».
Но есть организации, которые нашли выход из положения. Например, Роман Блинов, директор компании «Вяттранспорт-Логистик», сообщил: «Мы не принимаем в расчет эти изменения. Теперь все расходы мы перекладываем на клиента, то есть повышаем тарифы на наши услуги. Мы так всегда работаем».
А вот компания "Big Trans Rus" попадает в число счастливчиков. Владимир Сунцов, директор «Big Trans Rus», рассказал: «На работе нашей организации весенний запрет, вряд ли отразится. Единственная проблема, которая нас затрагивает - это как перегнать машину между городами».
Обходные пути
По области действует всего 12 дорожных постов весового контроля. И вряд ли закроют те участки проезжей части, которые на самом деле нужно.
«Упомянутые Альбертом Запольских посты весового контроля, располагаются в различных местах областных магистралей. К таковым можно отнести трассу в сторону города Советска и Яранска, направление Вятских Полян, Костромской области, Перми. Мы постараемся полнее охватить подконтрольные дороги», - сообщил Алексей Попов, заместитель начальника Дорожного комитета Кировской области.
Причем мобильные посты могут свободно перемещаться, тем самым не давая недобросовестным владельцам транспорта уходить от возмещения вреда дорожному полотну. Такую возможность признали и сами перевозчики. Они не исключили, что будут пользоваться муниципальными и без того «убитыми» дорогами для того, чтобы хоть как-то минимизировать потери. Однако открыто признать, что ищут обходные пути, никто не решился.
«Если автомобиль не попал на весы, то естественно, что ничего платить не надо. Только предписание весового контроля должно быть оплачено. Это намного разумнее, чем многолетняя история с пропусками, когда за основу бралась вероятность полной загрузки транспортного средства», - подтвердили представители ведомства.