Кондуктор, нажми на тормоза: Транспортная битва за выживание

С нового года вступила в действие новая схема маршрутной сети города. А уже в конце января Павел Кошкин, заместитель главы города, решил сам вместе с журналистами проехать на троллейбусе в час пик, чтобы показать: общественный транспорт работает в полную

Ранее утро января. Народ как всегда толпится на остановке в ожидании своего автобуса. На улице минус 30 градусов. Мама закрывает лицо ребенку толстыми рукавицами. Лицо девочки уже покраснело от мороза. Рядом стоит женщина в теплой шубе. Руки убраны глубоко в карманы. Нос спрятан в меховой воротник. От холода никто не может стоять на одном месте. Все переступают с ноги на ногу, а кто-то даже подпрыгивает. Нужного автобуса давно нет… и пока не видно его на горизонте.

Реформа в действии

С нового года вступила в действие новая схема маршрутной сети города. А уже в конце января Павел Кошкин, заместитель главы города, решил сам вместе с журналистами проехать на троллейбусе в час пик, чтобы показать, что общественный транспорт работает в полную силу, а все пассажиры успевают на работу вовремя. Однако общее настроение перевозчиков оставляет желать лучшего. Арбитражный суд еще не успел рассмотреть все жалобы кировских автопредприятий.

Контролировать и управлять перевозками власти стремились уже давно. Сотрудники ГИБДД жаловались на беспорядки на дорогах. Жители сетовали на пробки. Сначала ГИБДД проводило акции «Автобус», чтобы хоть как-то усмирить ПАЗики. Администрация Кирова еще летом 2009 года потребовало установить на каждый из автобусов GPS-навигацию. Так власти могли отслеживать ситуацию на дорогах. Тогда перевозчики поддержали инициативу городских властей. «У меня уже 160 машин переведено на эту систему, - сообщил Александр Харюшин, генеральный директор «ООО Алекс Авто». - Я полностью поддерживаю инициативу властей. Водителей необходимо контролировать, ведь они перевозят людей, а не только зарабатывают деньги».

Городская администрация подстраивает под себя общественный транспорт

Однако новые изменения в схеме работы общественного транспорта никого не оставили равнодушными. Более того, они вызвали массу исков в арбитражные суды Кирова. Перевозчики, проигравшие конкурс, судятся с администрацией города. Мэрия подала ответный иск к перевозчикам. Транспортные организации судятся между собой. А началось все с проведения конкурса на обслуживание маршрутов, который затеяли городские власти.

Все маршруты администрация разделила на 6 лотов. Среди них было 2 крупных предложения, 2 средних и 2 мелких. 4 декабря стали известны результаты конкурса. Определились 6 победителей. Это «Автотранспортное предприятие», «Алекс авто», ИП «Каргопольцев», «Экскорт – Авто М», «Алекс Авто-1» и компания «Автохозяйство». Однако формально конкурс не состоялся. Как сообщили в городской администрации, 9 организаций подали заявки на участие в конкурсном отборе. Но как оказалось, среди предложений было подано два пустых конверта. Еще до начала конкурса заявки трех фирм-перевозчиков «Беркут Авто», «Вятавтотранс», «КировПассажирАвтотранс» были отклонены. А лоты поделили среди оставшихся 6 конкурсантов. Договоры между администрацией и перевозчиками заключены на пять лет и подписаны в тот же день 4 декабря 2009 года.

Однако, недовольные компании, которых просто отстранили от конкурса, усомнились в прозрачности проведения отбора. Павел Кошкин объяснил, что заявки должны подаваться в строго регламентированной форме. Раз этого не сделано, то фирмы в конкурсе участвовать не будут. Две фирмы не предоставили доказательств того, что у них есть достаточное количество транспортных средств для осуществления перевозок. А что касается «КировПассажирАвтотранса» процитирую: «заявка не соответствует требованиям оформления конкурсной документации, а именно составлена не по форме, не прошита, не опечатана. Это достаточно грубые нарушения условий участия в конкурсе, которые однозначно ставят этих конкурсантов вне игры».

Споры начались из-за того, что практически перед самым началом конкурса городские власти внесли в документацию две поправки. Сначала изменили формулировку о внесении залога. А затем исключили возможность «обратиться к другому перевозчику за предоставлением автобусов для обслуживания любого из маршрутов в случае возникновения у исполнителя недостатка транспортных средств».

Кошкин заявил, что поправки чисто технические и ни в коем случае не повлияли на ход конкурса: «Юристы дочищали конкурсную документацию, чтобы ни у антимонопольной службы, ни у кого-либо еще не было оснований говорить, что там есть нарушения или попытки недопуска кого-то».

Борьба за справедливость

Но нарушения как раз усмотрели. По словам Олега Ткачева, автора обращения в антимонопольную службу, члена Общественной палаты, решением суда можно отменить проведенный конкурс и начать новый отбор, но уже на новых условиях. «Понятно, что те неоправданные условия, которые администрация заложила в конкурсной документации, сузили круг потенциальных участников. Администрация просто провела свою схему, как хотела».

В то же время Павел Кошкин заявил журналистам, что у него «нет никакой информации по опротестованию конкурсной документации». УФАС выдало три определения городской администрации: о незаконности формирования лотов по конкурсам, о законности закрытия некоторых маршрутов и, что самое интересное, о сговоре организатора конкурса и перевозчиков. Городские власти оспорили все определения уже в суде.

Протестовали тогда и протестуют до сих пор проигравшие перевозчики. «Кого нужно было провести - провели. Всех остальных оболгали", - считает Александр Гарипов, специалист «Вятавтотранс». - "Про «КировПассажирАвтотранс» сказали, что у них документы не по форме сделаны, когда мы лично видели, что они все были собраны, прошиты и пронумерованы. Нас оболгали и в отсутствии транспортных средств, когда они у нас были заданы даже с резервом. Мы пять лет обслуживаем эти маршруты! И куда делись наши транспортные средства?»

В УФАС указали, что в отношении городской администрации возбуждено еще одно дело, касающееся запрета на перевозку пассажиров «газелями». Первыми еще в середине ноября прошлого года в Федеральную антимонопольную службу обратились представители «РОСТРАНС 2» с заявлением, в котором фирма пожаловалась на исключение из реестра городских маршрутов автобусов малой вместимости. «4 декабря мы приняли решение: признали в действиях администрации нарушение антимонопольного законодательства части 1 статьи 15. Выдали предписание», - рассказала Алевтина Кузнецова, начальник отдела контроля размещения госзаказов УФАС. Проведенная ведомством проверка «дает основания для обращения в суд с требованием об устранении нарушений антимонопольного законодательства в части формирования лотов», - сказала Алевтина Кузнецова.

«Мы не видим здесь проблемы и считаем, что эти маршруты излишни уже потому, что они в свое время дублировались во многом, поэтому будем отстаивать позицию, что они не нужны. Но это не имеет отношения к состоявшемуся конкурсу», - сказал Павел Кошкин.

В конце января и прокуратура Первомайского района вынесла требование к администрации города об устранении коррупционных факторов в Положении о конкурсе на обслуживание городских маршрутов пассажирского транспорта в городе Кирове (утвержденном решением Гордумы 22.02.06 № 50/1). Елена Зеленцова, старший помощник прокурора Первомайского района рассказала, что у прокуратуры вызвал сомнение целый ряд пунктов положения о конкурсе. Однако речь здесь не идет об отклонении некоторых перевозчиков от участия в конкурсе. Да и отмены результатов конкурса прокуратура не требует.

Недовольное сообщество

Тем временем в конце декабря сотрудники проигравших компаний продолжали бороться за свои рабочие места. Они вышли на митинг к администрации города. Ничто не могло поколебать их решимость, даже сильные морозы. Водители и кондукторы требовали у городских властей провести конкурс еще раз и при этом сделать процедуру выбора более прозрачной.

К митингующим вышли Павел Кошкин и Виталий Койков, начальник отдела транспорта. Однако договориться перевозчики и власть так и не смогли.

Один из митингующих заявил: «На рынке транспортных услуг у мэрии есть свои интересы, отличные от интересов горожан - желание поставить везде своих людей. Мы обращаемся к администрации города с просьбой еще раз взвесить, обдумать свое решение: стоит ли выбрасывать с рынка организации, которые хотят, могут и до сегодняшнего дня работают очень хорошо».

На это представители городских властей ответили, что итоги конкурса пересматриваться не будут. А работникам бояться нечего. У организаций-победителей появится более 400 вакансий, которых хватит на всех. Однако митингующих такой вариант не устроил. По их словам, выигравшие предприятия не могут предложить выгодных условий работы. Борис Норин, водитель «Беркут-авто» заявил: «У тех перевозчиков, что выиграли, и зарплата намного меньше, и штрафы за любой проступок, и за свой счет заставляют ремонт делать».

Через полчаса городские власти покинули толпу недовольных работников, так и не найдя с ними общего языка. Митингующие еще долго оставались под окнами мэрии, продолжая скандировать: «Не надо новые места, оставьте нам то, что есть».

Между тем, 15 февраля перевозчики и их сотрудники снова выйдут на митинг к зданию городской администрации.

Вот  тебе, бабушка, и Новый год

Новая схема маршрутной сети начала действовать в первый день Нового года. В праздничные дни общественный транспорт не сильно нужен. На дорогах нет ни пробок, ни автобусов, даже пассажиры здесь не частые гости.

Опомнились в первый рабочий день. 11 января сотни людей опоздали на работу. Но не из-за того, что проспали. На остановках замерзали толпы народа, но автобусы и троллейбусы заставили себя ждать. А когда приходили, зайти в них уже не представлялось возможным. А администрации объяснили это тем, что пока не все перевозчики успели перестроиться на новые маршруты и новые графики. Да и автобусов не хватает. «Простояв сегодня утром на остановке 40 минут, смогла наблюдать только один автобус 70 маршрута. Естественно, уехать на нем было невозможно. Другие маршруты тоже шли поштучно и переполненными. Это что? Новое расписание в действии?», - негодовали пассажиры.

Городские власти решили наказать штрафами провинившихся перевозчиков. Всем 6 победившим организациям пришлось выложить более 150 тысяч рублей на всех. А чтобы показать народу, что работа общественного транспорта нормализована, городские власти решили сами проехаться на городских маршрутах в час-пик 7 утра. 21 января Павел Кишкин провел эту выездную пресс-конференцию на одной из остановок. А примерно в 7-30 и сам сел на подошедший троллейбус. Все журналисты зайти туда не смогли. Просто не было уже места. Однако Павел Кошкин отметил, что троллейбус наполнен на 4 балла - зайти еще можно.

Нелегалы на кировских дорогах

А тем временем на кировских дорогах начали свое движение автобусы-нелегалы. Это проигравшие конкурс компании выпустили на маршруты свои автобусы, причем согласно старым маршрутам (№4, 51, 53, 60 и газели №28, 71, 75). Это примерно 40 машин.

Интересно, что кировчане рады появлению таких смельчаков. «Есть хотя бы на чем уехать», - говорит одна из пассажирок. Часть их выезжает по новым маршрутам, а часть придерживается старых. Например, автобус №60 должен ехать от Ипподрома до поселка Нового, а №53 - из Дороничей до Танка. Так теперь ездят машины автоперевозчика, выигравшего конкурс. Предыдущий перевозчик не согласился с таким положением дел и продолжил выпускать автобусы по старой схеме - по Октябрьскому проспекту до Упита, а 53 - до «Авитека».

«Все изменения на маршрутах произошли в интересах определенных лиц, а не кировчан. Только представьте, что с нововведением по Октябрьскому проспекту от ЖД вокзала до площади Лепсе можно будет доехать только на троллейбусе №3, в которых зимой застыть можно», - возмущается индивидуальный предприниматель Михаил Березин, ранее обслуживавший 60-й маршрут.

«Наше предприятие продолжает работать по исторически сложившимся маршрутам. Пассажиров это устраивает, - продолжает Олег Туйнас, один из учредителей «Беркут-авто». - Мы считаем, что у нас была нормальная транспортная система в городе, которую просто решили переделать под себя и в качестве проводника этих идей выдвинули Кошкина».

А перевозчики подают иски в суд друг на друга. Александр Харюшин, директор «Алекс-авто» направил в суд иск о взыскании ущерба, который наносят маршруты-двойники «Беркут-авто».

На сегодняшний день около 270 человек - водителей и кондукторов - ежедневно выезжают работать на незаконных маршрутах. Они до сих пор надеются, что их рабочие места сохранят. А суды по искам проигравших компаний пока свое решение не вынесли. Да и незаконные маршрутки продолжают бегать по дорогам.

Это касается маршрутов №№28, 71, 75, которые обслуживают "газели". «В реестр нас мэрия не включила, но и работе не препятствует. Ждет решения суда», - рассказал Игорь Шевченко, директор маршрутных такси. Сам он тоже ждет судебного решения, а пока его «газели» работают в полном объеме по ранее утвержденным условиям.

Администрация города уже есть план борьбы с нелегалами: силой заставить их заглушить моторы. Для этого планируется привлечь силовые структуры и обратиться в суд и прокуратуру.

Кто за рулем?

Суд между Шевченко и администрацией города был намечен на 25 января. Однако слушание не состоялось. Как рассказал Игорь Шевченко, хозяин маршрутных такси, оно по просьбе администрации перенесено на 9 февраля и, как он полагает, связано с выставленными ей требованиями прокуратуры.

Интересно, что тем временем 27 января на заседании Городской думы «газели» фактически были признаны вне закона. Павел Кошкин выдвинул на рассмотрение городской думы поправки о полном исключении маршрутных такси из реестра транспортных средств. Депутаты это решение поддержали.

По словам замглавы администрации, возникли разночтения с недавно принятым Федеральным законом (Уставом автомобильного транспорта), где и приведен список видов транспорта для обслуживания пассажиров. Теперь эта неточность устранена.

На том же заседании Городской думы обсудили варианты, когда договоры с перевозчиками могут быть расторгнуты. Если перевозчик не обслуживает все заявленные маршруты, то не будет обслуживать и другие. Павел Кошкин ясно дал понять, что в этом вопросе за администрацией последнее слово. И отметил, что администрация не позволит организациям действовать по своему выбору: «Заявлялся в конкурс с этим полным маршрутом и сейчас начинаешь селектировать: тут поеду, тут не поеду. Извини. Всех перевозчиков предупреждали. Выбирать администрация не позволит», - сказал Павел Кошкин.

А параллельно администрация выявляет слабые места в новой схеме маршрутной сети. Добавляет или, напротив, уменьшает количество автобусов на маршрутах. Так, например, по 46 маршруту с начала года ходили 22 автобуса, теперь их количество доведено перевозчиком почти до планового выпуска - 24. Изменения будут вноситься, но не по воле перевозчика.

Похожие материалы по теме

ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА

Это официальное предложение любым физическим или юридическим лицам (публичная оферта) ООО «Информационный город» (ИНН: 4345075029) (Исполнитель) и оно содержит все существенные условия договора оказания услуг (далее – Договор, Оферта).

Копейка рубль бережет: Как изменились цены на товары и продукты в последнее время?

За последнее время цены на многие товары и продукты значительно выросли, что в первую очередь было обусловлено сложившейся экономической ситуацией — падением курса рубля и введением санкций на целый ряд продуктов зарубежного производства. На что успели взлететь цены и какие товары еще могут подорожать в ближайшее время?

Быть в курсе: Что нужно знать налогоплательщикам?

Деофшоризация, налоговые каникулы для предпринимателей, новые формы налоговых деклараций, окончание переходного периода и свободная экономическая зона в Крыму, патентная система трудоустройства для иностранных работников и введение торгового сбора в регионах - это далеко не весь перечень основных изменений в российском законодательстве, вступающих в силу с 1 января 2015 года.

Есть, что вспомнить: Самые значимые события 2014 года

Уходящий 2014 год был богат на разного рода события: какие-то хороший, другие — не очень; были весьма комичные случаи, а также не обошлось без происшествий, которые «прославили» наш город на всю страну. Чем запомнился этот год журналистам портала?