Рынок ОСАГО в России становится более безопасным

Есть такие вещи, которые, едва появившись, привлекают к себе так много внимания, о них столько говорят, что они быстро становятся неотъемлемым атрибутом бытия. Они все время на слуху, и, несмотря на то, что они появились считанные годы назад, а кажется, что так было всегда и невозможно себе представить, что мы когда-то без них обходились. Трудно себя убедить в том, что ОСАГО у нас появилось всего два года назад.

Кто-то говорит о сверхприбылях страхователей, сравнимых с доходами нефтяников. Некоторые эксперты утверждают, что любое автострахование, в принципе, убыточно. Скорее всего, истина зависит от умения управлять портфелем страховой компании. Во многих странах ОСАГО действует уже десятилетия. Страховщики на Западе считают этот вид страхования убыточным. Но компании идут на это, поскольку, таким образом, они заинтересовывают клиентов и в других видах страхования. Поскольку страховая культура в Европе выше, чем в России, люди страхуются гораздо более охотно, убытки за счет ОСАГО компенсируются за счет других видов страхования. До вступления закона в силу наши страховщики тоже вынашивали наполеоновские планы и называли обязательную "автогражданку" "локомотивом национального страхового рынка", полагая, что клиенты потянутся и за другими страховыми услугами, почувствовав преимущества ОСАГО. Два года назад лицензию на право продавать полисы по ОСАГО получили более 160 компаний.Но у нас все не так, как в Европе. По данным социологических опросов, половина россиян не верит в страховку. Поэтому, неудивительно, что в России введение ОСАГО не дало столь существенного увеличения прибыли по другим видам страхования. Напротив, введение закона об ОСАГО в России уменьшило доходы страховщиков по добровольным видам автострахования. Отказываются от этой услуги в основном владельцы недорогих отечественных авто и подержанных иномарок. Они надеются, что выплаты по ОСАГО покроют их убытки в случае нанесения ущерба транспортному средству в случае аварии. То, что по ОСАГО получает выплаты только невиновная сторона, а в случае "обоюдки" обе стороны получают только половину стоимости ремонта, особого значения для отечественных страхователей, видимо, не имеет. Итак, ОСАГО локомотивом не стало, количество аварий на дорогах непрерывно увеличивается, и это неминуемо приводит к сокращению доходов страховых компаний. Надо отметить, что самым прибыльным был первый год действия ОСАГО. Во второй год убыточность ОСАГО (отношение выплат к собранной премии) у ряда страховых компаний достигла 38%. Это означает, что в среднем ОСАГО еще остается прибыльным видом страхования, но удельный вес убыточности уже достаточно высок. Если брать относительную убыточность - отношение выплат к заработанной премии - будет около 60 процентов. По мнению экспертов, к третьему году действия закона об ОСАГО прибыльность страховых компаний выйдет на ноль - доходы компаний сравняются с убытками. А дальше начнется выпадение компаний из этого вида страхования - либо она вообще исчезнет с поля как таковая, либо мягко и цивилизованно выйдет из этого рынка. Этому косвенно способствует и увеличение аварий на российских дорогах. В России в январе-июле 2005г. произошло 111 тыс. 410 дорожно-транспортных происшествий (+4,5%, чем в аналогичном периоде прошлого года), в которых погибли 15 тыс. 990 человек (-5,4%), получили ранения 138 тыс. 319 (+6,5%). И похоже, процесс потери бойцов на полях ОСАГО уже пошел. На сегодня есть компании, договоры по ОСАГО у которых занимают более 50 процентов портфеля и они в числе наиболее вероятных кандидатов на лишение лицензий. Большой процент договоров ОСАГО подвергает финансовую безопасность компании высочайшим рискам. Сегодня лишились своих лицензий из-за неспособности осуществлять выплаты такие страховые компании, как "АВЕСТ", "Доверие", ЗСТКС, ЕАСК и СО "СНГ". Эти компании в сумме заключили 359 тысяч договоров и сейчас к ним предъявлено около 5000 требований по выплатам. По данным ФССН, задолженность по ним может составить 100-125 миллионов рублей. И еще около 80 миллионов рублей претензий может быть предъявлено до конца действия полисов, выданных проштрафившимися страховщиками. В связи с банкротствами компаний Российский союз автостраховщиков (РСА) решил брать на себя все обязательства страховщика сразу после отзыва у него лицензии. Но ресурсы РСА не безграничны, и чтобы обезопасить себя от действий недобросовестных страховых компаний, Российский союз автостраховщиков принял решение создать структуру, которая будет наблюдать за деятельностью страховых организаций, имеющих лицензию на ОСАГО. Эта сможет влиять на формирование страховых портфелей компаний. В конечном итоге, это является выходом не только для крупных страховых компаний, но и для клиентов. Ведь выплаты тем, кто был застрахован у обанкротившейся компании, начинаются только после процедуры официального признания ее банкротом. http://www.kommentator.ru

Похожие материалы по теме