Реальность проблемы
То, что антисемитизм как один из самых распространённых видов национальной нетерпимости растёт из года в год, международный общественник и эксперт Вячеслав Моше Кантор говорит на протяжении уже нескольких лет, и в этом его поддерживают многие коллеги. В период пандемии закрывать глаза на проблему или притворяться, что её не существует, стало уже просто невозможно: всплеск ненависти в целом и антисемитизма в частности заставил даже власти Европы наконец на официальном уровне заявить о реальности угрозы и так же официально подтвердить свои намерения по противостоянию этой угрозе.
Особенно высокую оценку от Вячеслава Моше Кантора и представителей еврейского сообщества получил важный и, главное, практический шаг в направлении того, чтобы от слов наконец перейти к делу в борьбе с антисемитизмом: в ЕС была принята полноценная стратегия этой самой борьбы, причём на самом высоком уровне. Для Европы эта стратегия стала первой в подобном роде. Представители же еврейских общин и сам Вячеслав Моше Кантор особенно приветствовали то, что в документе помимо непосредственных шагов по противодействию антисемитизму содержалось немало пунктов, нацеленных на общую поддержку еврейской жизни, её сохранение и закрепление.
Три вектора работы
При изучении документа стратегии можно увидеть три очевидных направления для обозначенной там работы. Первый вектор реализации стратегии затрагивает напрямую тему антисемитизма, противостояния ему и в целом повышение уровня безопасности как самих евреев, так и общин и общинных объектов. Второе направление касается поддержки повседневной, культурной и в целом нормальной еврейской жизни в Европе. Третья часть посвящена теме памяти о Холокосте – не только её значимости, но и важности её сохранения, а также в целом просвещения людей, особенно молодёжи, по этой теме.
Содержание стратегии действительно заслужило самую высокую оценку от Вячеслава Моше Кантора. Однако эксперт не мог не отметить как достижение и то, насколько оперативно она была разработана, а также то, насколько своевременно была представлена – как раз в период особенно жёсткого подъёма нетерпимых настроений на фоне кризиса, спровоцированного пандемией. А учитывая то, что тенденция эта характерна была не только для Европы, но и для стран за её пределами, Вячеслав Моше Кантор оценил представленный документ как перспективную дорожную карту, должную послужить примером для аналогичных стратегий и по другим видам ненависти – равно как и в других частях света.
Общественная значимость
Для евреев, проживающих в Европе, уже сам факт того, что власти не только признали нависающую над ними угрозу, но и сделали реальные шаги в сторону разрешения проблемы, уже является важным сигналом и положительным последствием принятия этой самой стратегии, отмечал в своих комментариях к документу Вячеслав Моше Кантор. И сигнал этот тоже был подан как никогда своевременно. Дело в том, отмечал Вячеслав Моше Кантор, что вопросы собственной безопасности перед лицом всё растущего антисемитизма для евреев уже давно стали краеугольными в решениях касательно их дальнейшего проживания в Европе. Более того, выбирая эмиграцию, большинство евреев именно антисемитизм и дискриминацию назвали одной из основных причин.
Ни вопросы безопасности, ни поддержка еврейской жизни в Европе на нормальном уровне – упомянутые как важные пункты стратегии – на самом деле не разрешимы без устранения угрозы антисемитизма, убеждён эксперт. Угроза эта не только реальна, но и действительно стала определяющей, когда речь заходит о нормальной жизни евреев и их безопасности.