На одну достопримечательность в историческом районе Кирова стало больше. В течение трёх лет в городе силами волонтёров, неравнодушных горожан и спонсоров проводились работы по реставрации арки на фрагменте стены Архиерейского подворья. Другое неофициальное название объекта — «Арка Вятского кремля». Особенностью места является вид на Трифонов монастырь и южную часть города.
Восстановлением фрагмента стены занимались волонтёры фестиваля «Том Сойер фест на Вятке».
«Это вопрос сохранения истории, потому что старый город на глазах тает и пропадает. Сейчас нужно воспитать в детях гражданина, но как это сделать, если история потеряна? Если дети не видят того, что было в прошлом, то как говорить о будущем? Второй момент: нашему движению — «Том Сойер фест» — нужно всегда что-то ремонтировать, что-то восстанавливать и сохранять. Поэтому в 2020 году местом сохранения стала арка. Но началось всё с сюжета Алексея Фоминых, режиссёра ГТРК «Вятка», в 2019 году», — рассказала Мария Русинова, учитель иностранного языка школы №27, один из координаторов движения.
По её словам, волонтёры начали работать на объекте 9 августа 2020 года: разгребали завалы и открыли вид на город. Восстановлению арки предшествовал поиск сначала старинных кирпичей (их взяли с трёх старых зданий), затем каменщиков-реставраторов, которые нашлись благодаря руководителю Центра русской культуры и письменности «Мир».
«Были споры: арка это или нет. Исторически здесь была глухая стена, а арка — "окно". Стену построили в середине XIX-го века как декоративный элемент на месте деревянного Хлыновского кремля, который сгорел в 1700 году. Поэтому название "Вятский кремль" — народное, его нет в архивах. Проход в стене пробили по просьбам жителей в прошлом веке, чтобы выходить к огородам. Так получилась арка. Со временем она начала рушиться, её разобрали», — добавила Мария Владимировна.
История с восстановлением арки началась с обычной прогулкой по исторической части города Алексея Фоминых, режиссёра ГТРК «Вятка»:
«Я ничего не знал об этой арке. Поэтому случайно сюда вышел ради красивого вида. Когда я увидел этот разлом, то вспомнил, что у нас в архивах есть несколько фотографий из начала 80-х годов прошлого века, где арка целая. Это место было одним из любимых мест для съёмок у Риммы Яковлевны Лаптевой, нашего режиссёра, которая сделала много исторических программ в цикле «Из прошлого Вятки».
Алексей Александрович собирал материалы о месте, вёл разговоры с археологами. По его словам, известно, что фрагмент стены и здания установлены по линии укрепления стены Хлыновского кремля: они обуглены из-за частых пожаров и находятся на глубине 2-2,5 метров.
«Если стена идёт по линии старого Хлыновского кремля, если на углах до 1930-х годов стояли башенки на месте башен Хлыновского кремля, то что это, как не Вятский кремль? Эта стена — последняя жемчужина, которую был смысл спасать. Подключился очень активно "Том Сойер фест". Сначала были субботники по уборке территории, затем было изучение конструкции и её реставрация. Со времён Древнего Рима, когда побеждал император, и в России после 1812 года, ставили триумфальные арки. И это триумфальная арка в честь победы общества над разрухой, безразличием и равнодушием. Своими силами мы смогли победить, восстановить, изучить историю этого славного места», - добавил Алексей Фоминых.
Он добавил, что в последнее время место редко бывает безлюдным. Часто можно встретить туристов, фотографов, молодых людей.
На данный момент Алексей Александрович пытается найти материалы в исторической литературе, которые позволят стену называть официально стеной Вятского кремля.
Кстати, в следующем сезоне у участников фестиваля «Том Сойер фест» в планах заняться сохранением облика здания на улице Мопра, 19б, а также оказывать посильную помощь в сохранении дома архитектора Ивана Чарушина на улице Пятницкой, 15.