В Кирове готовятся управлять дорожным движением из кабинета

На помощь человеку пришла интеллектуальная транспортная система.

Прорывом в цифровизации Кировской области называют интеллектуальную транспортную систему (ИСТ), внедрение которой происходит в Кирове. Первая стадия реализации проекта началась в 2022 году. Представителям кировских СМИ показали создающийся Центр управления дорожным движением.

Центр управления дорожным движением располагается на базе Центральной диспетчерской службы. В просторном кабинете оборудовано рабочее место оператора, а на стене расположился большой четырёхсекционный экран. На него оператор выводит необходимую информацию со своего компьютера: видео в режиме реального времени, графики загруженности полос на выбранном направлении того или иного перекрёстка, среднюю скорость потока и так далее.

«В 2022 году мы приступили к первому этапу внедрения интеллектуальной транспортной системы. Система направлена на оптимизацию процессов организации дорожного движения в городских агломерациях. Киров – один из немногих городов на протяжении нескольких предыдущих лет готовился к реализации этих мероприятий. В конце 2022 года на определённых улицах, например, Ленина, Московская, Воровского, обновились светофорные объекты, установлено новое оборудование, которое является одним из элементов интеллектуальной транспортной системы», — рассказал Дмитрий Печёнкин, начальник департамента городского хозяйства.

К слову, для создания ИСТ на перекрёстках не просто модернизировали светофоры, но и обновили тросо-кабельное хозяйство. Теперь система не будет «глючить» после дождей и морозов, отметили в подрядной организации.

По словам Дмитрия Александровича работа системы направлена, в первую очередь, на увеличение пропускной способности улиц в часы интенсивного движения транспорта, утренние и вечерние часы-пик, а также в иных ситуациях, которые происходят на улично-дорожной сети и приводят к заторам.

Сейчас в Кирове завершается первый этап внедрения системы: обновлены 98 светофорных объектов, установлены приборы видеофиксации. В текущем году по планам второго этапа на перекрёстках Кирова обновят 66 светофорных объектов и установят 110 элементов видеонаблюдения.

Сбор информации о дорожных потоках ведётся с помощью видеодетекторов. Они не являются инструментом для наказания нарушителей дорожного движения. Однако, как пояснил Дмитрий Александрович, после того, как система заработает на полную мощность, все надзорные службы, связанные с безопасностью дорожного движения, могут проявить интерес и получить доступ к данным Центра.

По итогам 2022-2023 года на реализацию интеллектуальной системы общая сумма федерального финансирования составила порядка 190 млн рублей.

Вячеслав Симаков, глава администрации города, рассказал, что с помощью ИТС будут решаться проблемы образования пробок, массовых нарушений ПДД и концентрации дорожно-транспортных происшествий. И если управлять модернизированными светофорами можно прямо из кабинета, то на ряде перекрёстков настройка оборудования пока проводится вручную. Вячеслав Николаевич отметил, что на в таких случаях вопрос внесения изменений занимает 1-2 суток. Работы проводятся как в ночные, так и в дневные часы, поэтому глава администрации попросил водителей относиться к этому с пониманием и терпением.

Поскольку в Кирове планируется организация выделенных полос для общественного транспорта, то интеллектуальная транспортная система позволит сделать его движение более беспрепятственным.

«Все перекрёстки мониторятся примерно неделю. Система понимает, каким был поток в любую сторону в утреннее, обеденное, вечернее время, и, соответственно, потом она уже показывает оператору, что в таком-то промежутке времени нужно прибавить столько-то секунд. Оператор сам или с начальником выставляет определённое время, — рассказывает Александр Борисов, руководитель прикладных проектов ПАО «Ростелеком». — Но не забываем, что все данные мы должны согласовывать с ГИБДД. Иначе могут возникнуть проблемы. Сейчас при любом строительстве новых перекрёстов все проекты организации дорожного движения, расположение светофоров и время работы фаз, всегда согласовываются с терруправлением, администрацией города и ГИБДД. В других городах, а мы много где ИТС построили, везде проходит согласование с ведомством».

Александр Александрович подчеркнул, что ИТС — «это огромнейший прорыв в цифровизации региона»:

«Вся Кировская область будет мониториться. Почти что на каждом перекрёстке будет ставиться поворотная, на 360°, камера. Она будет работать круглые сутки и фиксировать любые события, которые происходят на перекрёстке».

Дмитрий Печёнкин добавил, что цель внедрения ИТС – полная автоматизация процессов организации дорожного движения. Однако на первом этапе без участия человека не обойтись. В конечном итоге, когда эта система отработает некоторое время, определённые моменты будут регулироваться автоматически.

В подрядной организации отметили, что при самом хорошем раскладе вся система заработает примерно к сентябрю 2023 года, когда завершится вторая этап работ. 
 

Похожие материалы по теме