21 сентября 18:30
П.И. Чайковский «Спящая красавица» (0+)
балет в 2-х действиях с прологом
(продолжительность с 1 антрактом 2 часа 30 минут)
Либретто И. Всеволожского и М. Петипа по мотивам сказки Ш. Перро
Хореография М. Петипа и К. Сергеева в редакции Д. Салимбаева
Лауреат Республиканского конкурса «Узорчатый занавес» в номинации «Лучший спектакль года» (2017)
Балетмейстер-постановщик – лауреат Государственной премии Чувашии Данил САЛИМБАЕВ
Художник-постановщик - заслуженный художник Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашии Валентин ФЕДОРОВ
Художник по костюмам - Нина ФЕДОРОВА (Москва)
Пролог
Крестины принцессы Авроры. Придворные ожидают королевского выхода. Каталабют, старший церемониймейстер, проверяет список приглашений, посланных волшебникам. Звучит сигнал труб. Входят Король Флорестан и Королева. Няни вносят колыбель, в которой почивает новорожденная принцесса Аврора. Церемониймейстер объявляет о прибытии добрых фей. Вместе с ними появляется Фея Сирени, крестная Авроры. Вдруг раздается шум, сопровождающий приход злой Феи Карабос, которую Каталабют забыл пригласить на пир. Все просят Карабос простить оплошность церемониймейстера. Карабос злорадно смеется и предсказывает, что Аврора уснет, уколов палец, и сон ее будет вечен. Волшебницы прогоняют Карабос. Фея Сирени успокаивает Короля и Королеву – наступит день, когда принц разбудит Аврору своим поцелуем.
Действие первое
Парк при дворце Короля Флорестана. Авроре исполнилось двадцать лет. Появляются четыре принца – претендента на руку Авроры. Аврора выходит к ним в окружении фрейлин. Король и Королева предлагают дочери выбрать жениха. В разгар веселья появляется старуха и дарит принцессе букет цветов. Все замечают, что из букета принцесса достает вязальную спицу. Вдруг ее танец прерывается: Аврора уколола палец. К ужасу присутствующих, она падает. Старуха сбрасывает плащ, и все узнают Фею Карабос. По знаку Феи Сирени вслед за Авророй все погружаются в сон.
Действие второе
Прошло много лет. В густом лесу раздаются звуки рогов – принц Дезире охотится со своими придворными. Чтобы развлечься во время привала, придворные устраивают танцы. Галифрон, наставник принца, предлагает Дезире продолжить охоту. Но принц устал, он хочет отдохнуть. Оставшись один на поляне, принц встречает Фею Сирени. На несколько мгновений перед ним возникает образ Авроры. Принц просит Фею Сирени указать ему путь к ней. Волшебница исполняет его просьбу. Поцелуй принца снимает колдовство. С пробуждением Авроры просыпается весь двор. Король Флорестан соединяет руки Авроры и Дезире.
22 сентября 18:30
I отделение
Ш. Гуно балет «Вальпургиева ночь» (6+)
(продолжительность 40 минут)
Одноактный балет
Либретто Д. Салимбаева
Балетмейстер-постановщик лауреат Государственной премии Чувашии Данил САЛИМБАЕВ
Художник-постановщик Варвара ЧУВИНА (Санкт-Петербург)
В знойный летний день охотник встречает в лесу Дианту – дриаду в обличие прекрасной девушки. Она увлекает его за собой. Пустившись вслед за ней, он попадает в чащу леса, где властвуют нимфы, дриады и сатиры. Опускаются сумерки, и прекрасная незнакомка принимает свой облик. Удивленный превращением, охотник еще больше пленяется ее красотой. Сказочные существа вовлекают юношу в свои игры.
В головокружительных танцах незаметно пролетает ночь. Волшебный мир растворяется в свете утренней зари. Юный охотник сомневается – стоит ли ему покидать волшебный мир, променяв его на действительность?..
II отделение
Ж. Бизе, Р. Щедрин «Кармен-сюита» (12+) одноактный балет
(продолжительность 60 минут)
Одноактный балет
Либретто по новелле П. Мериме «Кармен» в интерпретации А. Алонсо
Хореография А. Алонсо
Хореограф возобновления заслуженная артистка Чувашии, заслуженный работник культуры России Галина НИКИФОРОВА
Художник-постановщик заслуженный художник Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашии Валентин ФЕДОРОВ
Художник по костюмам заслуженный работник культуры Чувашии Галия ЮСУПОВА
Попытка толковать новеллу Проспера Мериме с помощью средств балетного театра не нова. Еще до премьеры знаменитой оперы Ж. Бизе герои ее обрели сценическую жизнь в одноактном балете «Кармен и Тореадор», поставленным молодым тогда М. Петипа в Мадридском театре. Затем хореографы многократно обращались к этому сюжету, каждый раз предлагая свою интерпретацию литературного первоисточника.
В 1967 году на сцене Большого театра России состоялась премьера одноактного балета «Кармен-сюита», в котором главную партию исполнила великая Майя Плисецкая. Специально для нее балет был поставлен кубинским балетмейстером Альберто Алонсо. Музыкальная транскрипция создана Родионом Щедриным. На сцене Чувашского театра оперы и балета премьера спектакля «Кармен-сюита» состоялась в 1994 году (балетмейстер-постановщик – Владимир Трощенко).
23 сентября 18:30
Вечер современной хореографии
I отделение
Н. Фрай «Не дай мне уйти» одноактный балет (12+)
(продолжительность 30 минут)
Балетмейстер-постановщик заслуженный артист России, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Андрей МЕРКУРЬЕВ (Большой театр)
Боже, как я боюсь одиночества, или сойти с пути.
Не дай мне уйти, когда мне захочется,
Просто – не дай мне уйти.
Знаю я – люди – стирают отчества и адреса квартир;
Если внутри меня все закончится – встань на моем пути.
Стань и сильней и Главнее Главного, словно огонь огня
Мне надоело искать все заново
– останови меня!
Ах Астахова
II отделение
И.С. Бах «Барокко» одноактный балет (12+)
(продолжительность 30 минут)
Балетмейстер-постановщик лауреат Государственной премии Чувашии Данил САЛИМБАЕВ
То, что дозволено Юпитеру,
не дозволено быку…
Каждый пред Богом
наг.
Жалок,
наг
и убог.
В каждой музыке
Бах,
В каждом из нас
Бог.
Иосиф Бродский
24 сентября 17:00
А. Адан «Жизель» (6+)
балет в 2-х действиях
(продолжительность с 1 антрактом 2 часа 20 минут)
Либретто Т. Готье и Ж. Сен-Жоржа по легенде Г. Гейне и стихотворению В. Гюго
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа
Хореограф возобновления - дипломант Международного конкурса Елена ФИРСОВА (ВАСЮКОВИЧ) (Мариинский театр)
Художник-постановщик - заслуженный художник Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашии Валентин ФЕДОРОВ
Действие первое
Французская деревня. Альберт стучится в дверь домика, вызывая возлюбленную Жизель. Крестьянская девушка и не подозревает, что он – переодетый граф. Только лесничий Ганс, влюбленный в нее, полон беспокойства. С приходом подруг Жизели начинается веселье. Мать Жизели напоминает дочери, что ей вредно танцевать, ведь у нее больное сердце. Появляется Герцог с невестой сына Батильдой. Возвращается Альберт. Его свидание с Жизелью прерывает Ганс. Он пытается убедить девушку в обмане и в доказательство предъявляет усеянное драгоценными камнями оружие Альберта – знак его графского титула. Жизель требует от Альберта объяснений. Тот пытается успокоить ее, но появляются Герцог и Батильда. Юноша склоняется перед отцом и целует руку невесте. Жизель теряет рассудок и умирает.
Действие второе
Ночное кладбище. Появляется безутешный Ганс. Слышатся таинственные звуки, вспыхивают огни. Напуганный лесничий убегает. Лунный свет падает на хоровод потусторонних существ – виллис и их повелительницу Мирту. Из могилы поднимается фигура Жизели. Появляется Альберт. Он опускается на колени перед могилой Жизели, моля о прощении. Растроганная Жизель прощает его. Виллисы преследуют Ганса. Их цепочка разрывается, и они выстраиваются стеной на пути к озеру, увлекая Ганса в его воды. Такая же участь ждет Альберта. Он падает к ногам Мирты, моля о спасении. Жизель защищает его. Несмотря на запрет Мирты, Альберт присоединяется к танцующей Жизели. Это их последняя встреча. Восходит солнце, и виллисы теряют силу. Альберт возвращается в реальность.
25 сентября 17:00
Л. Минкус «Дон Кихот» (0+)
балет в 2-х действиях
(продолжительность с 1 антрактом 2 часа)
Либретто М. Петипа по одноименному роману М. Сервантеса
Хореография А. Горского
Возобновление и редакция - лауреат Государственной премии Чувашии Данил САЛИМБАЕВ
Художник-постановщик - Наталья ПОВАГО (Москва)
Дирижер-постановщик - заслуженный деятель искусств Чувашии Шалва МЕГРЕЛИШВИЛИ
Пролог
Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, отправляется странствовать, чтобы громкими подвигами прославить свое имя. Оруженосцем он назначает преданного ему Санчо Панса, человека трезво мыслящего и к мечтаниям не склонного.
Действие первое
На площади в Барселоне у таверны Лоренцо веселится народ. Здесь и задорная Китри, дочь Лоренцо, и влюбленный в нее цирюльник Базиль. Но Лоренцо не угоден бедный жених. Куда более ему по сердцу богатый дворянин Гамаш, который также не прочь жениться на Китри. Но такого замужества девушка не желает. Они с Базилем решают бежать. Толпа приветствует уличную танцовщицу и тореадора Эспаду. Общее удивление вызывает появление рыцаря Дон Кихота. Путешественника приглашают к столу. Девушки потешаются над стариком Санчо Панса. Дон Кихот поражен красотой Китри. Не она ли в образе прекрасной Дульсинеи являлась ему в грезах? Он по-рыцарски ухаживает за ней, и Китри преображается в Дульсинею. За ней, ускользающей с площади, устремляется Дон Кихот. Его сопровождает преданный Санчо Панса.
Дон Кихот и Санчо Панса за городом. Вдали виднеется мельница. На пути героев – цыганский табор. Цыгане развлекают непрошенных гостей. Внимание Дон Кихота привлекают крылья мельницы. Ему кажется, что это – руки великана, и он бесстрашно вступает в бой. В пылу сражения Дон Кихот, упав, теряет сознание. Санчо Панса спешит к нему на помощь. Придя в себя, Дон Кихот засыпает.
Во сне рыцарь оказывается в царстве дриад. Среди нимф он видит Китри в образе Дульсинеи. Светает. Появляются Лоренцо и Гамаш, которые разыскивают сбежавших Китри и Базиля. Дон Кихот вместе с ними возвращается в Барселону.
Действие второе
Таверна Лоренцо в отсутствии хозяина. Среди веселящихся – Китри и Базиль. Вбегающий в таверну Лоренцо, наконец, находит влюбленных. Он разгневан и спешит выдать Китри замуж за Гамаша. Находчивый Базиль разыгрывает сцену самоубийства. Китри умоляет отца выполнить предсмертное желание Базиля и благословить их любовь. Гамаш протестует, но Дон Кихот взывает к великодушию трактирщика. Как только Лоренцо выполняет желание дочери, Базиль оживает.
Свадьба Китри и Базиля. Почетное место среди гостей принадлежит Дон Кихоту. Молодые приветствуют своего благодетеля. Пожелав молодым счастья, благородный рыцарь отправляется на поиски новых приключений.