Контракты по нацпроектам «Образование» и ремонту дорог оказались в лидерах по нарушениям

Антимонопольщики рассказали о контроле за контрактной системой в 2021 году. Что выявили эксперты?

Ошибки в подготовке документации — главная причина большей части нарушений в государственных закупках. Об этом во вторник, 29 марта, рассказали в Кировском УФАС на пресс-конференции по итогам работы в части контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в 2021 году.

«Контрольные мероприятия за соблюдением требований законодательства в контрактной системе, 44-ФЗ, — одно из направлений контрольной деятельности кировского управления Федеральной антимонопольной службы. Основное направление в контроле — рассмотрение жалоб», — сказала Ирина Фуфачева, заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок.

Так, если в 2020 году управление рассмотрело 203 жалобы (33 признаны обоснованными), то в 2021 году жалоб было уже 244 (32 — обоснованы).

«В основном, жалобы признаются необоснованными, если не подтверждаются нарушения, которые были заявлены в качестве доводов. В данной ситуации, если брать статистику по разрезу заказчиков, чьи закупки обжалуются, мы приходим к тому, что более 80% — жалобы на областные и муниципальные закупки», — пояснила Ирина Николаевна и добавила:

«Выдано 30 предписаний. Это те закупки, где можно было вмешаться и исправить ситуацию. Все предписания заказчики выполнили».

В 2021 году в Кировское УФАС поступило 28 жалоб на закупки по нацпроектам (в 2020 году — 32 случая). Из 28 жалоб лишь 4 признаны частично обоснованными.

«Отличились» закупки по нацпроекту «Образование» и «Безопасные качественные автомобильные дороги» (БКД). По БКД вновь ушли в обжалование закупки по выполнению ремонта дорог МО «Город Киров». Нам пришлось разбираться в двух закупках. Конкурс, объявленный по выполнению этих работ, в одном случае содержал шкалу присвоения баллов за выполненные работы, не позволяющую однозначно понимать, каким образом идёт присвоение баллов. Участники эту ситуацию не понимали и подавали жалобу. В принципе, закупка завершилась с учётом позиции Кировского УФАС», — отметила заместитель начальника управления.

Что касается закупок по нацпроекту «Образование», то специалисты управления регулярно сталкиваются с неправильной характеристикой оборудования, для поставки которого создаётся закупка.

Ещё один аспект работы Кировского УФАС — плановые и внеплановые проверки закупок в контрактной системе по разным основаниям. По словам Ирины Николаевны, 2021 год в этом плане прошёл «очень активно»: из 116 проверок в 59 случаях выявлены закупки с нарушениями (в 2020 году 99 проверок и 16 нарушений).

Основные нарушения в государственных закупках: 82% — подготовка документации, 9% —размещение информации в Единой информационной системе, 6% — нарушения порядка заключения контракта, 2% — отказ в допуске/необоснованный допуск. Всего выявлено 95 нарушений, выдано 38 предписаний.

Кроме того:

  • в 2021 году увеличилось количество обращений от РОО «Общественный контроль». Ирина Фуфачева подчеркнула, что все обращения общественной организации обоснованы. Сейчас данная организация активно работает над закупками медицинских учреждений;
  • в 2021 году рассмотрено 237 материалов о включении исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков, из низ 96 — попали в список. В 2020 году эти показатели 203 и 80, соответственно. На конец 2021 года в реестре недобросовестных поставщиков — 177 лиц. Основанием для включения 31 поставщика стало уклонение от заключения контракта, 140 — в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, 6 лиц включены по решению суда в части расторжения контракта.

«Мы стараемся при любой возможности организации, которая подлежит включению в реестр, при предоставлении необходимых документов, дать шанс дальше работать. С середины прошлого года у нас работает новое Постановление Правительства РФ [от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"] и оно позволяет контрольным органам при наличии тех или иных документов от лиц, подлежащих включению в реестр, всё-таки принимать решение о невключении. Это, конечно, правильно. В постановление внесено изменение в части ситуаций с введением санкций, где законодатель указал, что при одностороннем расторжении контракта, если неисполнение было связано с санкциями недружественных стран, то это является основанием для невключения в реестр недобросовестных поставщиков», — отметила Ирина Николаевна.

  • в 2021 году Кировское УФАС вынесло 61 постановление о предупреждении, а также наложило 37 штрафов на сумму ₽658 тыс.: ₽43 тыс. — за утверждение документации о закупке с нарушением Закона, ₽45 тыс. — нарушения при заключении и изменении контракта, ₽240 тыс. — за нарушение размещения информации в ЕИС и Реестре контрактов, ₽330 тысяч рублей —за нарушение порядка оплаты контрактов.

«2021 год, в рамках 44-ФЗ, у нас ушёл под эгидой замены штрафа на предупреждение, если есть такая возможность. Это изменение было внесено в 2020 году в ст. 4.1.1 КоАП РФ, которое помимо субъектов малого предпринимательства распространило эту возможность и на некоммерческие организации и их должностные лица. А у нас очень много заказчиков - некоммерческие организации», — подытожила заместитель руководителя Кировского УФАС.

Добавим, что Кировское Управление ФАС проводит обучающие мероприятия для заказчиков и участников закупок.

Похожие материалы по теме