Как добиться выплаты от страховой компании и не дать себя обмануть? Мнение юриста

Институт страхования создавался с целью защиты граждан от потери и порчи имущества, от утраты дееспособности и возможности справляться с принятыми обязательствами.

Институт страхования создавался с целью защиты граждан от потери и порчи имущества, от утраты дееспособности и возможности справляться с принятыми обязательствами. Однако несмотря на всестороннее регулирование отрасли, компании по-прежнему нарушают права обладателей полисов, причем самых разных.

Каждый год юридический центр «АПК» защищает в судах разных инстанций сотни клиентов страховщиков, не желающих добровольно выплачивать положенные гражданам компенсации. О том, почему так происходит и как гражданам защитить свои права, мы поговорили с руководителем юридического отдела ЮЦ «АПК», Татьяной Васильевой.

Татьяна Сергеевна, почему страховщики так часто нарушают права клиентов?

Полагаю, что основных причин две: компании стремятся «сэкономить» на выплатах и отдельные сотрудники банально не знают законы. В любом случае, граждане должны знать свои права и защищать их. Без этого рынок не изменится.

Какие виды страхования сегодня существуют и по каким обязательства не исполняются чаще всего?

В соответствии со ст.32.9 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» предусматривает 24 вида страхования. Причем 24-м пунктом идут «иные виды страхования, предусмотренные федеральными законами». То есть их очень много. К распространенным можно отнести следующие виды страхования:

  • пенсионное и медицинское;
  • жизни на случай смерти;
  • средств наземного транспорта и недвижимого имущества;
  • от несчастных случаев и болезней;
  • гражданской ответственности.

Виды не определяют права и обязанности сторон – они закрепляются договором. Зато закон указывает, что именно можно застраховать. Так возможно страхование жизни не только на случай смерти, но и дожития до определенного возраста.

Что нужно делать при наступлении страхового случая?

Порядок действий устанавливается договором страхования. В любом случае рекомендую позвонить в компанию и сообщить о происшествии, там должны подсказать, что делать в вашей ситуации. Если в общем – собирать доказательства, вызывать полицию, проходить медицинское освидетельствование. Всегда к месту оказываются показания свидетелей – не стесняйтесь записывать номера их телефонов.

В течение какого времени нужно обратиться к страховщику с заявлением?

Зависит от ситуации и вида страхования. Так при зафиксированном ДТП необходимо обратиться в компанию не позднее, чем в течение 5-ти суток для получения выплаты по ОСАГО.

Сколько ждать выплаты?

Конкретный срок выплаты возмещения по всем видам страхования на данный момент не установлен. Иногда он устанавливается договором, иногда – нет. Следует руководствоваться нормами закона «О защите прав потребителей» и других нормативных актов. Так по закону «Об ОСАГО» страховщик обязан произвести выплату или направить мотивированный отказ в течение 20 дней, в исключительных случаях – в течение 30 дней.

Какие могут быть основания для отказа в выплате страховки?

Преимущественно это несвоевременное обращение в страховую компанию, нарушение требований договора, а также умышленное причинение вреда застрахованному объекту с целью получения выплаты. Исчерпывающий перечень оснований для отказа содержится в ст. 961-964 ГК РФ.

Что делать, если страховая незаконно отказала в выплате?

Направлять претензию. Далее в зависимости от ситуации обращаться к финансовому уполномоченному, иногда стоит дополнительно попытаться урегулировать конфликт в досудебном порядке. Если ничего не выйдет – обращаться в суд.

Зачем обращаться к финансовому уполномоченному?

Если спор со страховой компанией не превышает 500 тыс руб и организация сотрудничает с финансовым уполномоченным, то для досудебного урегулирования спора можно обратиться к нему. Иногда это обязательная процедура. Решения омбудсмена страховщики обязаны исполнять так же, как и решения суда.

А если страховая задерживает сроки выплат, куда я могу пожаловаться?

Прежде всего, стоит отправить претензию в саму страховую компанию. Затем можно пожаловаться в Центробанк и Российский Союз Автостраховщиков, если речь идет об ОСАГО.

Кстати, касаемо ОСАГО. В каких случаях страховая дает направление на ремонт, а когда выплачивает деньги?

Получить выплату деньгами можно в следующих случаях:

  • обоюдная вина в ДТП – вред возмещается в процентах виновности, если вы не согласны доплачивать за ремонт, то можете получить компенсацию;
  • при отсутствии в городе официального дилера – для автомобилей в возрасте до двух лет;
  • если в радиусе 50 км нет партнерского сервисного центра;
  • авто не могут отремонтировать в течение 30 дней;
  • потерпевший погиб, получил средний или тяжкий вред здоровью, стал инвалидом;
  • если у вас грузовой автомобиль.

На самом деле вероятность получить деньги вместо ремонта есть практически всегда – опытному юристу не составит особого труда добиться именно выплаты.

Как страховщики оценивают сумму ущерба?

Назначают независимую экспертизу и используют полученные в результате нее сведения. Важно учитывать лимиты. Если речь идет, например, о ДТП и ОСАГО, то в случае полной гибели автомобиля размер компенсации равен рыночной стоимости авто за вычетом цены годных остатков, но не более 400 тыс руб. Если о ремонте или компенсации за ремонт, то стоимость работ оценивается с учетом износа автомобиля.

Что такое износ по ОСАГО?

Это снижение стоимости заменяемых деталей автомобиля по мере их эксплуатации. При расчете стоимости ремонта и размера компенсаций он не может превышать 50%.

Что делать, если выплаченной страховщиком суммы не хватает на ремонт?

Отсудить эти деньги. Либо у страховой компании, если она занизила размер выплаты, либо у виновника ДТП.

Похожие материалы по теме

Клиника Ассута в Израиле

Клиника  Ассута в Израиле – возможность пройти лечение у ведущих врачей Израиля.