АвтоВАЗ устоит перед иномарками

Результаты продаж отечественных машин в первом полугодии в целом ухудшались, однако у производителей остаются шансы сохранить долю на рынкеОсновные российские производители снизили продажи на внутреннем рынке в первом полугодии на 13% (в годовом выражении). За первые 6 месяцев эти предприятия выпустили 380 тыс. машин, при этом доля традиционных производителей на рынке упала с 63% до 49% (впервые "родных" машин продается меньше, чем иномарок во всех смыслах этого слова). Число иномарок, включая вновь ввезенные подержанные и произведенные на предприятиях в России, выросло за тот же период с 253 до 389 тыс. Об этом сообщается в отчете "АСМ-Холдинга", который дополняет последние данные Росстата, согласно которым российские автопредприятия сократили производство легковых машин на 6,5%. При этом Росстат фиксировал данные по всем предприятиям, в "АСМ-Холдинге" же отмечали, что падение продаж и производства в основном коснулось предприятий, выпускающих сугубо отечественные машины. Так, АвтоВАЗ сократил выпуск машин на 4%, ГАЗ - на 29,1%, УАЗ - на 31%, "ИЖ-Авто" - на 49,3%, СеАЗ - на 16%. Падение отмечалось также в грузовом сегменте (-7,1%) и в меньшей степени в автобусостроении (-4,2%). "Что касается "иномарочных" производств в самой России, то они в целом демонстрируют положительную динамику, - сказал RBC daily начальник аналитического отдела "АСМ-Холдинга" Виктор Пашков. - На "Автоторе" выпуск машин увеличился за первое полугодие (в годовом выражении) на 41,1% - до 8897 автомобилей - при росте продаж на 57,9%. "Автофрамос" оживился после долгого простоя, связанного с реорганизацией производства: в июне выпущено 957 машин (тогда как за все первое полугодие 2004 г. было сделано всего 465 автомобилей). Чуть хуже дела у GM-АвтоВАЗа - 98,7% к прошлому году". Эксперты отмечают, что увеличение показателей иномарочных производств происходит на фоне еще большего увеличения импорта машин (рост примерно на 60% за указанный период - та же тенденция наблюдалась и в прошлом году), что свидетельствует о не особенно удачной правительственной политике в автомобильной отрасли. К тому же значительная часть нынешних иномарочных производств в РФ, в том числе на "Автоторе" и ТагАЗе, отличаются невысокой долей российской добавленной стоимости, так что и здесь прогресс невелик. Эксперты полагают, что завоевание рынка иномарками, скорее всего, продолжится, во всяком случае, если правительственная политика в автомобилестроении не поменяется. "Тенденция продолжится, - считает аналитик ИК "Антанта Капитал" Илья Макаров, - причем во всех секторах автопроизводства, но с разной скоростью. Похоже, что ГАЗ вполне добровольно оставит легковой сектор (за исключением мелкосерийного производства) и сосредоточится на выпуске коммерческих грузовиков, и здесь у него неплохие перспективы, в том числе экспортные. Большинство остальных заводов, что заметно по тем же намерениям "Иж-Авто" в отношении KIA, перейдут на выпуск лицензионных иномарок. Сугубо отечественное производство сохранится в грузовом секторе на КамАЗе, да и тот, скорее всего, будет активнее сотрудничать с иностранными партнерами, и предстоящая приватизация госпакета предприятия тому будет способствовать. В легковом секторе шансы остаться сугубо российским производителем есть у АвтоВАЗа. В пользу того говорят улучшившееся в последнее время качество его изделий и запуск Kalina и Lada Priora, и, чем быстрее он раскрутит эти новые марки, тем для завода лучше". "Тенденция снижения доли традиционных российских производителей на нашем рынке долгосрочная, и рост благосостояния значительной части автолюбителей тому способствует, - говорит аналитик ИК "ЦентрИнвест" Геннадий Суханов. - На фоне этого ГАЗ минимизирует и без того не очень большое и малорентабельное производство "Волг", "Иж-Авто" и так свернул почти все "родное" производство, и, скорее всего, в этом сегменте останется лишь АвтоВАЗ. В грузовом секторе наверняка будет больше разнообразия, во всяком случае ГАЗ будет вести серьезную борьбу за этот ключевой для него сегмент рынка". Представители самих автопредприятий, впрочем, настроены довольно оптимистично, по крайней мере в том, что касается перспектив легковых машин. В АвтоВАЗе отметили, что, во-первых, падение производства и продаж их предприятия было относительно незначительным и при том результаты даже чуть превосходили заранее установленные плановые показатели на первое полугодие, во-вторых, итоги июня и особенно июля (когда продажи выросли на 12% в годовом выражении) позволяют говорить о том, что результаты года будут положительными. Начальник управления по связям с общественностью "Руспромавто" (контролирует ГАЗ) Владимир Торин сказал RBC daily: "Из сотен видов нашей продукции по сути в легковом секторе позиционируется лишь "Волга", то есть для нас это далеко не главное направление. На российском рынке легковых машин мы занимаем порядка 4% - немного, но завоевывать больше мы и не стремимся, хотя и снижать долю не намерены. Зачем это делать, если у нас есть стабильный потребитель, в том числе чиновники провинциальных районных администраций, не особенно богатые и в то же время достаточно консервативные по своим вкусам люди". "Мы довольно много потеряли в динамике производства из-за январских простоев, - сообщил RBC daily представитель ОАО "Северсталь-Авто", - но результаты, в том числе продаж, последних месяцев позволяют надеяться на общие положительные результаты года. Что касается более далекой перспективы, то запуском проекта UAZ Patriot мы показали, что не собираемся отказываться от собственных разработок. Хотя, безусловно, мы развиваем и совместный проект с SsangYong и сейчас рассматриваем возможность выпуска лицензионных микроавтобусов. Все-таки жизненный цикл уазовских "буханок" подходит к концу".

http://www.rbcdaily.ru

Похожие материалы по теме