На фестивале «КОЛЯДА – PLAYS» спектакль «Пикассо» оценили уральские зрители

26 июня в Камерном театре Объединённого музея писателей Урала в г. Екатеринбург прошёл показ спектакля Кировского драмтеатра «Пикассо» (16+) (режиссёр – Захар Пантелеев) в рамках Международного фестиваля современной драматургии «КОЛЯДА – PLAYS-2021».

26 июня в Камерном театре Объединённого музея писателей Урала в г. Екатеринбург прошёл показ спектакля Кировского драмтеатра «Пикассо» (16+) (режиссёр – Захар Пантелеев) в рамках Международного фестиваля современной драматургии «КОЛЯДА – PLAYS-2021».
Это была первая после пандемии поездка театра на фестиваль и второй визит на «Коляда-Plays» (первый состоялся в 2014 году со спектаклем «Я солдат, мама» по пьесе Ю. Ионушайте). Кировский драматический театр выражает огромную признательность ООО «Чепецкнефтепродукт» – благодаря их финансовой поддержке театр смог отправить коллектив в Екатеринбург.
– У нас имеется несколько спектаклей, которые можно было заявить на фестиваль, но мы остановились на «Пикассо». Во-первых, мы можем по праву гордиться тем, что являемся первым в России театром, осуществившим постановку этой пьесы, – рассказывает художественный руководитель театра Евгений Ланцов. – Во-вторых, пьеса нашего современника Олега Богаева была доверена молодому режиссёру Захару Пантелееву, и он поставил её современно, живо, виртуозно. У спектакля замечательный, опытный художник Елена Турчанинова. И своя сложная, но яркая история постановки. Поездка на фестиваль – это встреча с новым зрителем, обновление смыслов, возможность поговорить о современной драматургической и театральной мысли, понять что-то новое про себя и работать «на вырост».
Спектакль «Пикассо» посетили театроведы Маргарита Гриня (г.Москва) и Наталья Щербакова (г. Екатеринбург), литературовед и театральный критик, профессор УрФУ имени Б.Н.Ельцина Леонид Быков и известный екатеринбургский арт-критик Лилия Немченко. Поддержать коллектив театра пришёл и автор пьесы, главный редактор журнала «Урал», драматург Олег Богаев.
Сразу после спектакля состоялась дискуссия, на которой детальному анализу подверглась и пьеса, и её сценическое воплощение. «Пикассо» оценили по достоинству. Театровед Маргарита Гриня высказалась первой: «Я люблю такие спектакли. Сумасшедшие, сложные. Здесь Пикассо – никакой не Пикассо, а некий богач, который проводит эксперимент над актёрами. Выявляет их ложь, искусственную игру, заставляет пережить сильное чувство и оставить в актёрах боль, которую он  сам пережил. Фарс трудно погружает в спектакль. Всё – игра, игра в игре. В такой форме это спектакль совсем для камерной сцены, зрителя прям туда хотелось втянуть, в этот балаган. В конце за троном Пикассо мне хотелось увидеть актёров, которые прошли весь этот ужас, всю мясорубку. Если говорить о присутствии Пикассо, то к нему ведут классные визуальные отсылки в сценографии. Голова быка, костюмы актёров. Тут и голубой период, и розовый период, и африканские мотивы… В сцене, когда актёр погружает в таз ноги, мы видим краску и понимаем, как все цвета подобраны со смыслом, продуманы».
Известный российский литературовед Леонид Петрович Быков начал с отсылки к литературным примерам, свойственным искусству в целом: «Сегодня литература нон-фикшн пользуется большей популярностью, чем традиционные повести и рассказы. И зачастую книги о Пастернаке, Пушкине, Маяковском и других мы читаем с большим интересом, чем их произведения. Нас личность художника интересует не меньше, чем создание художника. Читая воспоминания о гениях, мы видим, какими они бывают гениальными в своих книгах, картинах, ролях и какие они жестокие, безжалостные, низкие в повседневной жизни. Всё лучшее, что в них есть, они отдают своим героям, а окружающим остаётся всё остальное. Манкость таких имён чрезвычайна. Для меня в спектакле три части – это фарс, мелодрама, философия, и спектакль заканчивается на словах «Стоп! Снято!». В первых двух частях высмеивается вся пустота современного искусства. Было любопытно это смотреть для критика театрального и литературного, но мне бы хотелось больше внимания к авторскому слову».
Критик Лилия Немченко отметила, что в спектакле личность Пикассо могла быть заменена любым другим знаковым именем: «Это история про художника, про искусство. Игровая стихия Пикассо – это стихия свободы. Не того безумия и бессмысленности, что мы видим в современных практиках, а широкой свободы. В спектакле ярко выражены две темы – эгоизм и эгоцентризм современного художника и тема денег. Начало уводит нас в мир коммерческих отношений, конформизма, желания жить и работать. Все хотят жить, и жить хорошо, а что до смысла – смысл мы всегда придумаем. Это сделано и показано хорошо». Обращаясь к артистам, Лилия  Михайловна добавила: «Вы работаете со сложным, непрозрачным текстом, вы достойно в этом материале живёте, вам большое спасибо».
 Завершала обсуждение критик Наталья Щербакова: «Мы видим историю творца, который по определению не может быть человеком, потому что он вступает на путь сверхчеловека. И поэтому весь спектакль, который происходит до исповеди главного героя, ни к чему не обязывающее зрелище, которое может меняться, превращаться, уводить в то в психологические, то в фарсовые стороны, является абсолютной фантазией». Также Наталья Геннадьевна отметила смелость артиста Ивана Шевелёва, который, несмотря на травму руки, вышел на сцену и сыграл спектакль. С большим интересом критик отнеслась и в целом к труппе Кировского драматического театра: «Мне бы хотелось посмотреть вас не в таком материале, который изначально предполагает пародию, вымысел, а в спектаклях по пьесам Островского, Шекспира и других, где бы вы имели возможность раскрыться полностью, показать все свои возможности».
Своё ответное слово высказал и автор пьесы. «Очень сложно человеку пишущему для театра создать гармоничную структуру пьесы, – сказал Олег Анатольевич. –  Когда ребята взяли этот текст, я искренне был удивлён, и искренне заинтересован, каким образом справится с этой задачей театр. Сам Пикассо сложен с точки зрения структуры – это для автора. А для театра, где всё построено на органике, это сложно вдвойне. Когда я приехал в Киров на премьеру, я был искренне удивлён тому, что ребята с невероятным интересом отнеслись к пьесе «Пикассо» и к тем проблемам, что в ней обозначены. В Камерном театре очень сложное театральное пространство, а многое во впечатлении от спектакля зависит от нюансов. Огромная благодарность режиссёру, театру, большое спасибо!».
Следующий показ спектакля «Пикассо» состоится в новом, 145 юбилейном сезоне, а в середине сентября Кировский драматический театр вновь выезжает – премьерный спектакль «Гроза» увидят жители г. Калуга в рамках Международного театрального фестиваля «Старейшие театры России в Калуге».

Похожие материалы по теме

«Уралхим» поддержал межрегиональные соревнования по плаванию

В Кирово-Чепецке прошли межрегиональные соревнования по плаванию на короткой воде памяти мастера спорта международного класса Яны Шамаровой. Филиал «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» традиционно выступил основным партнером турнира.

Чемпионат ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» вошёл в число лучших социальных проектов России

Чемпионат Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ», который проводится при поддержке Группы «Т Плюс», вошёл в сотню лучших социальных проектов Фонда президентских грантов, реализованных в 2023 году.

Премьера! Спектакль "Малыш и Карлсон" (6+)

Уже близится Новый год, а это значит, что труппа Кировского драмтеатра готовит традиционную премьерную постановку для юных зрителей.

На платформе «Ростелеком Лицей» доступна подписка «Выпускник» для онлайн-подготовки к ЕГЭ

«Ростелеком» запустил подписку «Выпускник» для онлайн-подготовки школьников к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) на образовательной платформе «Ростелеком. Лицей».

«Т Плюс» проверит герметичность тепловых сетей Кирова специальным красителем

Кировский филиал «Т Плюс» проверит целостность тепловых сетей Кирова с помощью органического красителя. С 25 ноября раствор будет вводиться в сетевую воду, которая подаётся от ТЭЦ-5, а со 2 декабря – от ТЭЦ-4.