Директор Музея русского импрессионизма — о молодежи, мейнстриме и искусстве с запахами

Юлия Петрова посетила Киров. Что интересного она рассказала редакции?

Выставку «Авангард. На телеге в XXI век»(12+) покажут в частном московском музее. 

Выставочный проект уже начал своё путешествие по стране с показа в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Вторым городом стал Киров. Когда же его увидят москвичи и гости столицы? Для решения этого вопроса на текущей неделе Вятский художественный музей имени Васнецовых с рабочим визитом посетила делегация из частного Музея русского импрессионизма.

«Основная задача нашего визита — встреча и переговоры с Анной Владимировной Шакиной. Мы рассчитываем в ходе переговоров договориться о показе изумительной выставки «Авангард. На телеге в XXI век»(12+) в Москве. То, что Анна Владимировна сделала в ходе своей диссертации, - несомненно открытие. Я знаю, что в Москве эту выставку очень ждут. Мы бы очень хотели, чтобы выставка в Москве состоялась в ближайшем будущем - в начале 2022 года», — сказала Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма.

«Не случайно мы пригласили сюда Музей русского импрессионизма. Возможно, мы обменяемся выставками. Мы бы хотели показать их коллекцию русского импрессионизма. Это первый ряд таких художников, как: Коровин, Виноградов. Это очень сильные работы и я думаю, что нашим зрителям было бы интересно увидеть работы этого времени таких мастеров», — в свою очередь сказала Анна Шакина, директор Вятского художественного музея.

Музей русского импрессионизма создан в 2016 году. Его основатель — Борис Минц, предприниматель, общественный деятель, меценат. В основе экспозиции — картины из его коллекции авторства Константина Коровина, Валентина Серова, Станислава Жуковского, Игоря Грабаря, Константина Юона, Николая Богданова-Бельского. Музей располагается на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик» в Москве. Одной из особенностей музея является организация работы с посетителями, в том числе с инвалидами по зрению и слуху.

«Я довольна тем, как развивается музей. В этом году нам 5 лет. Ещё задумывая музей мы обсуждали с Борисом Минцем, каким музей должен быть. В какой-то момент мы сместили вектор на обсуждение того, каким музей не должен быть. Он не должен быть недоброжелательным по отношению к зрителю, как это часто бывает: нельзя трогать, нельзя ходить, нельзя наклоняться. Миссия музея — сохранять наследие, но сохраняя его хотелось бы позволить зрителю с этим наследием взаимодействовать. Мы, как можем, активно используем партиципаторные практики — практики включения зрителя, его мнения, его интересов в нашу работу. Мы стараемся сделать музей, каждый визит в который становится новым. Стараемся, чтобы совсем небольшое здание музея русского импрессионизма менялось от выставки к выставке и жило, предлагало зрителю не просто картины, развешанные по стенам, но дополнительную программу, чтобы картины рождали широкий ассоциативный ряд. Мы стараемся дополнять экспозиции и звуками, и ароматами и кураторскими, живыми текстами, чтобы за каждой фамилией авторов вставал образ, чтобы наши посетители полюбили наших героем. Нам редко удаётся показывать имена абсолютно хрестоматийные: мы не делаем персональных выставок Серова или Айвазовского. Мы делаем небольшие экспозиции с участием художников, до которых у крупнейших музеев страны нескоро дойдут руки. Это так интересно и позволяет рассказывать зрителю такие увлекательные истории, что останавливаться не хочется. Эти истории должны быть увлекающими и удерживающими внимание. Мне кажется, что пока это удаётся», — рассказала Юлия Владимировна.

Как отметила Анна Шакина,  в музее «очень глубоко поставлена работа с инвалидами по зрению и слуху, у них целая школа»:

«Нам бы, конечно, перенять этот опыт, но, мне кажется, там нужно медицинское образование. Например, они подбирают к картинам даже запахи. Допустим, плохо видящим людям они дают понюхать ландыш, который изображён на картине. Повсеместно используется шрифт Брайля».

Анна Владимировна добавила, что организация подобной работы требует большого финансирования. Для этого музей участвует в грантовых конкурсах, «но, к сожалению, пока не удаётся их выиграть». Мы работаем над этим вопросом, подытожила директор ВХМ.

Кстати, Юлия Петрова рассказала, что частный музей, как и другие музеи, столкнулся с большими проблемами из-за пандемии коронавирусной инфекции:

«Мы были закрыты 5 с половиной месяцев, а это значит, что у нас не было посетителей, пришлось продлевать выставки, и, конечно же, музей понёс огромные расходы».

Тем не менее, сейчас она видит стремление зрителей попасть на выставки даже в условиях ограничений. Мы поинтересовались у неё, может ли это быть знаком того, что однажды искусство станет мейнстримом?

«Я думаю, что мы на пути к этому. Конечно, я отдаю себе отчёт, что огромный процент наших сограждан в музеи не ходят, искусством не интересуются, досуг проводят иначе. Но ведь уменьшается этот процент год от года, музейный зритель молодеет, приходят те люди, которые не ходили в музей со школы и удивляются тому, как всё изменилось. Для этого мы и работаем, чтобы таких людей стало больше».

Для справки:

Проект «Авангард. На телеге в ХХI век»(12+) — рассказ о судьбе трех выставок, организованных районным отделом Главмузея города Советска в Вятской губернии (Кировской области). Две успешные выставки, проведенные в уездном Советске местными просветителями-энтузиастами в 1920 году, вдохновили их на большой проект. В октябре 1921-го в Советске открылась Третья передвижная выставка. Она была событием даже по столичным меркам. Работы привезли из Москвы, Петрограда, Казани. Выставлялись 322 произведения 55 художников, среди которых В. Кандинский, И. Машков, А. Родченко, В. Степанова, Н. Удальцова, Д. Штеренберг. Для провинции это был беспрецедентное событие большого масштаба.

Организаторы проекта: Ельцин Центр и «Энциклопедия русского авангарда». В Кирове выставка открылась 22 апреля. Заключительный день работы экспозиции в стенах Вятского художественного музея - 13 июня 2021.

Похожие материалы по теме