Велосипед - весьма распространенное средство передвижения. Их прототипы появились в конце XVII- начале XVIII века. Условно все велосипеды можно разбить на три возрастные группы: детские, подростковые и взрослые.
Детские
Детский велосипед, в отличие от взрослого, представляет собой скорее игрушку, чем серьезное средство передвижения. К тому же ребенок быстро растет. Однако не стоит спешить и покупать своему чаду велосипед "на вырост". Для ребенка - это серьезная машина, требующая изрядной сноровки и времени на освоение. Поэтому, выбирая велосипед для ребенка, следует учитывать его возраст, рост и степень развития. Велосипеды для самых маленьких представляют собой трехколесную игрушку, с жесткозакрепленными на переднем колесе педалями. Они предназначены для детей 2-3-х лет, ростом порядка 95-103 см, и очень просты в эксплуатации.
Для того, чтобы правильно подобрать велосипед по росту ребенка, необходимо запомнить несколько ориентиров: рост велосипедиста должен быть равен двум с половиной диаметрам колеса, а длина рамы (расстояние от оси руля до переднего края седла) должна равняться расстоянию от локтя руки ребенка до кончиков вытянутых пальцев. Вес моделей с 12-дюймовыми колесами - 7-9 кг; расстояние между осями колес - база велосипеда - 650-700 мм; высота седла от земли - около 600 мм. На самых простых моделях установлены ненадувные цельнолитые шины, а втулки, спицы колес и седла сделаны из пластмассы. Шины, как правило, широкие: 1,95-2,5 дюймов - для улучшения проходимости и устойчивости; руль и седло регулируются по высоте; рама - низкая, чтобы ребенок мог легко соскочить с велосипеда в случае неудачи; цепь и звездочки в целях безопасности должны быть защищены кожухом.
Подростковые
Велосипеды для младшего школьного возраста (7-12 лет) представляют собой маленькую копию взрослого дорожного велосипеда. Они приспособлены к длительным поездкам, имеют хорошие скоростные характеристики и более длительный срок службы.
Один из самых популярных классов велосипедов для детей старше 8-ми лет является спортивные кроссовые велосипеды. У них колеса 20 дюймов с широкими глубоко профилированными покрышками. Основные узлы заимствованы у взрослых велосипедов и имеют высокий запас прочности.
Стоит обратить внимание, что модели "взрослых" дорожных велосипедов с укороченной базой, 24 - дюймовыми колесами и шатунами педалей "взрослого" размера тяжеловаты для подростков.
Взрослые
Данные велосипеды можно классифицировать по цели использования:
Шоссейные велосипеды. Они предназначены для скоростного передвижения по качественному асфальту. При их разработке оптимизируются скоростные характеристики велосипеда. Так, они имеют легкую с небольшой базой раму, плотно накачиваемые тонкие колеса с однотрубками, например, 700x22 мм или с тонкими клинчерами (клинчера это специальная камера с покрышкой) (до 700x28 мм), руль с перепадом ("руль-рога"). Для изготовления рам, как правило, используется карбон, алюминий, титан и различные типы высоколегированных сталей (например хромомолибденовые или магниевые). Используемые на них звезды позволяют иметь большие передаточные числа, обычно большая передняя звезда имеет 53 зуба, а меньшая задняя -12. Весит такой велосипед 9-10 кг и даже меньше. Как правило, на таких велосипедах ездят подготовленные люди, у новичков могут возникать проблемы из-за его жесткости и маневренности (воспринимаемой неподготовленным человеком как неустойчивость). Среди производителей качественных шоссейных велосипедов, например, фирмы Bianchi, Colnago, Look, Cannondale.
MTB (горные велосипеды). В первую очередь их отличают широкие (около двух дюймов, вместо обычных 20- 40 мм ), рамы особой геометрии, они чуть меньше обычных, каретка (ось вокруг которой происходит вращение педалей) для езды по пересеченной местности приподнята и их отличает повышенная прочность. В связи с тем, что горные велосипеды эксплуатируются в очень сложных условиях, многие новинки, такие как гидравлические тормоза или амортизационные вилки появились именно в MTB. Разнообразие решений, применяемых в таких велосипедах, впечатляет.
Триальные велосипеды (Trial) Триал это преодоление препятствий. У велосипедов, используемые в триале, рама маленького размера, небольшой вес. Иногда они имеют переднюю амортизационную вилку, иногда используется жесткая вилка. Тормоза, как правило, гидравлические, такие тормоза обеспечивают наилучший контроль.
Кросс кантри (CrossCountry) Скоростной кросс по пересеченной местности. Могут быть как жесткие, так и с амортизационной вилкой, вес минимизируется. Изготовляются из карбона или из алюминия. Имеют много общего с велосипедами CycloCross.
Дорожные велосипеды. Дорожные модели не рассчитаны на спортивные нагрузки. Для их изготовления применяются недорогие материалы и технологии. Рамы - стальные, переключения скоростей, как правило, нет или набор передач ограничен: три - пять. Дорожный велосипед достаточно тяжел: 15-18 кг.
Обычно, у дорожных велосипедов рамы бывают закрытые (трапециевидные, "мужские") и открытые (без верхней трубы, "женские"). Закрытые рамы при наименьшей массе наиболее надежны: трубы прямые и работают на растяжение- сжатие. На изогнутые трубы падают еще и изгибающие нагрузки. Для ее усиления используют более толстостенные трубы, что заметно утяжеляет конструкцию. Такие рамы могут быть складными или разъемными, тогда велосипед легче перевозить и хранить, но надежность конструкции при этом страдает.
Колеса могут быть узкими (1,5"), широкими (1,95"-2,1") с глубоко профилированным протектором, как на горных велосипедах, и универсальными (1,75"). На узких колесах хорошо ездить по асфальту. Для бездорожья подойдут более широкие колеса, но по асфальту на них ездить хуже. Если велосипед предстоит использовать в различных условиях, лучше всего выбирать универсальные колеса. Шаг велосипеда (расстояние, которое он проезжает за полный оборот педалей) зависит от числа зубьев звездочек в передаче и диаметра колеса.
Гибридный велосипед. Велосипеды этого типа совмещают в себе концепцию как горного так и шоссейного велосипеда. Они предназначены для комфортного движения в разных условиях, по любым дорогам, как в городе там и загородом. Подобные велосипеды малоотличимы от MTB, у них чуть уже колеса, что придает им большую элегантность. Основное отличие их от MTB именно в колесах, используются колеса диаметром 700 мм и шины с шириной 38-40 мм. Такие колеса существенно облегчают движение. Бывают варианты как с жесткой вилкой, так и со специально разработанной для велосипедов такого типа амортизационной. Под этот тип попадают очень и очень разные велосипеды, например среди них встречаются велосипеды очень близкие по духу к touring'ам, так и велосипеды которые используют в тренировочном процессе спортсмены-триатлонисты. Обычно применяются хромомолибденовые или алюминивые рамы, иногда даже карбоновые.
Туристские велосипеды. Внешне они похожи на обычные шоссейные велосипеды, но также имеют ряд отличий. Во-первых, рамы, разрабатываемые для touring'ов, имеют большую базу, это делает такие велосипеды более устойчивыми и позволяет комфортно передвигаться на них с грузом. Также, рамы имеют большую прочность и жесткость, обычно за счет более широких труб, это особенно важно при движении с грузом. Рама для туризма должна быть “классической”, то есть всевозможные “Y”-образные и т.п. рамы малопригодны для туризма. Рама должна быть способна нести хорошую подрамную сумку, позволяющую равномернее распределить вес груза, что немаловажно для повышения управляемости велосипеда и сохранности обода заднего колеса. Рамы изготавливаются из алюминия или хромомолибдена. Предусмотрена возможность установки багажников (переднего и заднего). Во вторых, туринги позволяют устанавливать колеса с широкой резиной, до 700x38 (шоссейники обычно — до 700x28). Возможность варьировать ширину (и соответственно профиль) резины позволяет настроить ваш велосипед под предполагаемый маршрут. Для более сильного и резкого торможения, особенно актуального при езде с грузом, используются тормоза из горных групп (иногда даже гидравлические).
На что обращать внимание?
Рамы классифицируются по трем важнейшим параметрам:
По размеру
Измеряются в дюймах, реже в сантиметрах. Есть размеры 13, 16, 17, 18, 19, 21, 22 дюйма; относительные размеры: S - small (малый) или примерно 13-16 дюймов, M - middle (средний) или около 17-19 дюймов, L - large 20-22 дюйма; в сантиметрах - 46 см , 51 см .
По материалу
Наиболее распространенные: легированная сталь (High Tensile), хром-молибден (Cro-Mo), алюминий (Alloy), углепластик (Carbon), титан (Titanium)
Легированная сталь - это лучше, чем просто трубы, из которых сделаны отечественные велосипеды и очень дешевые импортные.
Хром-молибден -это специальный "велосипедный" сплав. Он очень хорошо выдерживает вибрацию и сравнительно легок.
Алюминий. В зарубежном велосипедостроении распространены две серии 7000 и 6000. Первая более тяжелая и, как следствие, жесткая. При этом она стоит дешевле и лучше подходит для тяжелых людей или недорогих велосипедов. 6000 серия менее плотная, а значит легче. В обработке она сложнее (а значит дороже), да и себестоимость самого металла выше. Каждая велосипедная фирма свои лучшие рамы делают именно из этой серии алюминия.
Углепластик (карбон) - самый легкий, жесткий и весьма дорогой материал для велосипедных рам. Имеет массу преимуществ и недостатков. Плюсы следующие: специфическая прочность, т.е. там, где хром-молибденовая или алюминиевая рама погнулась бы, карбон выдержит. Он сломается наверняка только от сверхъестественной нагрузки. Зато этот материал боится точечных ударов, со временем стыки расшатываются от нагрузок, наконец, карбоновые рамы неремонтопригодны.
Титан - это превосходный велосипедный материал. И цена подходящая, особенно в сравнении с зарубежными аналогами, которые могут стоить $2000. Однако, людям весом более 75 кг, ездить на титановых велосипедах сложно, так как рама сильно прогибается и играет. К достоинствам титана можно отнести и то, что он не ржавеет и не боится царапин.
Тормоза различаются по двум признакам: типу механизма (ободные или дисковые) и типу привода (тросиковые или гидравлические).
Дисковые, особенно гидравлические, тормоза позволяют лучше контролировать велосипед. Усилие, которое Вы оказываете на ручку прямо пропорционально силе торможения. Однако такие тормоза дороги. Дисковые тормоза меньше зависят от погодных условий, не требуют частых регулировок.
Ободные тормоза легче, дешевле и проще. Запчасти для них (колодки, тросики) есть в любом велосипедном магазине и отрегулировать ободные тормоза могут в каждой мастерской.
Механические (тросиковые) тормоза проверены временем, они стоят недорого, дешевы в обслуживании. К механическим тормозам легко найти запасные части и просто все установить и настроить. Однако при торможении тросик растягивается, а оплетка ("рубашка") сжимается, в результате труднее контролировать силу торможения. Поскольку не весь тросик защищен оплеткой, внутрь "рубашки" попадает грязь и затрудняет движение тросика. В результате тормоза надо периодически разбирать, смазывать и менять тросики с "рубашками". Если система не дисковая, а ободная, то вдобавок приходится регулировать колодки и подтягивать трос. Существуют очень дорогие тросики с оплетками, в которых применяется нержавеющая сталь и такие покрытия, как Gore-Tex и Teflon. Естественно, они служат дольше и лучше.
Гидравлические. Жидкость, как известно, не сжимается, а значит, используя тормоза с таким приводом, Вы получаете над ними полный контроль. Так как это закрытая система, то засорение ей не грозит, но все-таки, раз в год рекомендуется полностью прокачивать заново. Гидравлические тормоза бывают на минеральном масле или тормозной жидкости. Первое экологически чище, а последняя не так загустевает на морозе. К минусам гидравлики можно отнести ее более высокую сложность и стоимость по сравнению с механическими тормозами.
Производитель
При выборе велосипеда на марку стоит обратить внимание. Имя известного производителя до некоторой степени гарантирует качество. Вот некоторые из них: Atom, Author, Cannondale, Fuji, Giant, HARO BMX, K1, KHS, Leader, Lowrider, Marin, Minerva, Panther, Pioneer, Rock Machine, Rocky Mountain, Santa Cruz, Schwinn, Scott Stark, TR, Texo, Wheeler 2002.
Подавляющее большинство велосипедов производится в странах Юго-Восточной Азии. В развитых странах Европы и Америки расположены представительства крупных компаний, конструкторские бюро, дизайн - студии и т.д. Поэтому выражение «это американский велосипед» верно лишь отчасти.
Приобретая велосипед, Вы оказываете доверие не стране-производителю, а фирме-производителю, которая контролирует весь производственный цикл и гарантирует в конечном итоге качество своей продукции.