Изображение манекена с сайта Oilberg.ru
Современные автомобили намного безопаснее своих предшественников, а аварийность на дорогах значительно снизилась по сравнению с 50–60 годами ХХ века. Это стало возможным, поскольку перед тем, как запустить новую модель в серийное производство, производители организуют проведение краш-тестов с применением специально разработанных манекенов. Это позволяет выявить дефекты и недоработки конструкции и устранить их до массового изготовления машин.
Зачем нужны манекены
С появлением автомашин встал вопрос обеспечения безопасности, и нужна была тщательная проверка моделей. В течение первой половины прошлого века на испытаниях использовали трупы людей. Это было не совсем этично, манекены заменили человеческие тела. Однако это произошло не сразу и некоторое время для этих целей использовали живых животных. Чаще всего это были свиньи, поскольку они способны «сидеть» вертикально на переднем сиденье, а строение внутренних органов и систем близко к человеческому.
Вторыми по частоте использования в экспериментах были кролики и собаки. Когда число погибших «братьев меньших» достигло почти 20 000, общества защиты животных выступили с протестами против столь жестокого обращения и требованиями прекратить подобную практику.
Иногда в тестах принимали участие добровольцы: в семидесятые годы немецкие автоконцерны довольно активно пользовались их услугами.
Как звали первого манекена
Первым изделиям давали собственные имена: Сьерра Сэм, предназначавшийся изначально для испытаний реактивной дрезины, стал «пионером» в практике краш-тестов автомобилей. Перед авторами разработки стояла задача преодоления рекорда скорости подполковника John Stapp (Джон Стапп) на пилотируемых санях – 1017 км/ч. В 1954 году это был абсолютный рекорд для наземных ТС, хотя и сегодня этот показатель впечатляет!
Современные манекены – сложные механизмы
Высокая цена современных манекенов для ударных тестов обусловлена использованием высоких технологий при производстве. Стоимость некоторых доходит до $200 000. Искусственный «человек» имеет сложное внутреннее строение и конструктивно максимально приближен к настоящему человеческому телу. Производители учитывают конституцию и параметры людей, поэтому налажен выпуск не только манекенов, похожих на «среднестатистического» человека, но и детских и даже «с лишним весом».
Базовый элемент в изделии – алюминиево-стальной каркас, скелет. В отдельных моделях сделанные из особого пластика ребра имитируют грудную клетку пожилого человека, когда кости из-за возрастных изменений становятся более хрупкими и менее прочными. Это помогает определить, как поведут себя тела престарелых людей при попадании в аварию.
Модели оснащены «кожей» из винила, а подвижные суставы практически неотличимы от настоящих. На сегодняшнем рынке манекенов для проведения ударных тестов наиболее популярны изделия основанной в 1994 году японской компании Jasti, использующей высококачественные экологически безопасные материалы. Модели имитируют людей разного пола и возраста – от детского до пожилого.
Обмен информацией
Устройство манекенов обязательно предполагает установку детекторов, чувствительных сенсоров, позволяющих установить реакцию разных частей тела человека на столкновение – лобовое или боковое. Информация передается в онлайн-режиме со скоростью около 10кбит/сек.
Что ожидает в будущем
Усовершенствование технологий неизбежно ведет к появлению виртуального человека, который придет на смену манекену. Компьютерное моделирование поможет специалистам представить реальную картину того, как реагирует человеческое тело на попадание в автокатастрофу. Инновационные технологии существенно сэкономят средства автопроизводителей, которым не придется нести расходы на покупку дорогостоящих манекенов и проведение ремонта после каждого тестирования.
В условиях жесткой конкуренции автоконцерны заинтересованы в обеспечении максимальной безопасности своей продукции. Сегодня в этом помогают манекены, но технологии не стоят на месте и будущее за виртуальным человеком. А на настоящий момент исследователи установили, что риск летального исхода при автомобильной аварии снижен за счет использования манекенов для краш-тестов.