УФАС предупреждает: реклама микрофинансовых услуг может вводить в заблуждение

В этом году количество возбужденных дел о нарушениях на рынке финансовых услуг сократилось в 6 раз. Что еще говорят антимонопольщики?

За 9 месяцев 2020 года кировское Управление Федеральной антимонопольной службы рассмотрело 6 обращений на рекламу по привлечению денежных средств физических лиц. Из них по 4 обращениям специалисты не выявили нарушения рекламного законодательства. За тот же период возбуждено 8 дел по признакам нарушения рекламного законодательства, из них по 7 делам были признаны факты нарушения законодательства в сфере финансовых услуг. В результате выдано штрафов на сумму 56 тысяч рублей и 5 предупреждений. Об этом сообщили в региональном УФАС.

«Закон о рекламе устанавливает специальные требования к рекламе финансовых услуг. Прежде всего, это связано с финансовым благополучием населения и определёнными требованиями к финансовым организациям. Основные требования к рекламе финансовых услуг связаны с тем, что обязательно должно быть указано лицо, которое предоставляет такие услуги, основные существенные условия о предоставлении финансовых услуг в случае, если есть определённые существенные условия, указанные в рекламе», - сказала Наталья Метелёва, начальник отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области.

Основные требования к рекламе финансовых услуг установлены статьёй 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О рекламе». Наталья Валерьевна отметила, что нарушение требований законодательства может ввести в заблуждение потребителей, усложнить процедуру защиты их прав и так далее. К тому же, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество нарушений в сфере рекламы на финансовых рынках выросло: количество возбужденных дел увеличилось на 40%, а количество признанных фактов нарушений — на 30%. Специалисты предполагают, что рост количества нарушений может быть связан с экономической ситуацией: люди нуждаются в деньгах, а недобросовестные рекламодатели пользуются этим.

Начальник отдела финансовых рынков и рекламы перечислила общие требования к рекламе:

  • не допускается введение потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования, товара, услуг, если в рекламе искажается смысл. Например, в одной из кировских газет размещалась реклама кредитного потребительного кооператива, который предлагал выдачу займов под залог ПТС (паспорт транспортного средства).

«Займы под ПТС в силу закона не могут быть предоставлены. Займы выдаются под обеспечение, в данном случае, под залог транспортного средства. Потребители были введены в заблуждение, так как не было указано, что не только ПТС, но и транспортное средство забирается под залог», - пояснила Наталья Метелёва.

  • обязательное указание наименование организации, которая предоставляет финансовые услуги. Это значимое нарушение, поскольку закон обязывает указывать наименование организации, чтобы потребитель понимал, к кому, в случае чего, можно предъявить претензии, отметила Наталья Валерьевна;
  • организации должны иметь разрешительные документы для оказания финансовых услуг населению: у банков это лицензии, а микрофинансовые организации должны быть включены в соответствующие реестры, которые доступны на официальном сайте ЦБ РФ.

«Из года в год у нас появляются нарушения, связанные с тем, что в рекламе указывается одно из существенных условий предоставления финансовой услуги, но отсутствуют иные условия, которые могут повлиять на расходы потребителей определённых финансовых услуг. Например, в рекламе указывается только срок кредита, но нет информации о годовой процентной ставке, максимальной и минимальной суммах и о других условиях выдачи кредита», - пояснила специалист.

Среди выявленных нарушений в этой сфере за последние три года выявлены случаи распространения рекламы о финансовых услуг от лиц, которые не имеют разрешения на эту деятельность и не занимаются выдачей займов профессионально. К примеру, так поступают индивидуальные предприниматели, чьи объявления можно встретить в газетах.

УФАС по Кировской области не только занимается выявлением нарушений, но и их профилактикой: пресс-конференции по вопросам рекламы на финансовом рынке, семинары со СМИ, рекламодателями и другими организациями.

Добавим, что по сравнению с ситуацией 3-4 года назад, в 2020 году количество возбужденных дел о нарушениях на рынке финансовых услуг сократилось в 6 раз. Более того, в текущем году в адрес управления не поступали обращения о недобросовестной конкуренции среди МФО.

Похожие материалы по теме