Символизм в изобразительном искусстве

Символизм является одним из старейших стилей изобразительного искусства, возникших задолго до появления станковой живописи

Символизм является одним из старейших стилей изобразительного искусства, возникших задолго до появления станковой живописи -https://kyiv.gallery/ru/kartiny/simvolizm. Он присутствует в творчестве художников Египта, Вавилонии, Японии, Китая, Греции и других стран Древнего мира. Причиной такой популярности является доступность для восприятия и универсальность художественного языка символизма. С его помощью можно рассказать зрителю о сложных социально-политических концептах, важных событиях в жизни человека и высших истинах трансцендентной реальности.

История появления и развития символизма

Традиция символизма в древние времена была тесно связана с религиозным мировоззрением. При помощи символа можно было изобразить высшую реальность и распространять среди преимущественно необразованного населения различные социально-политические концепты. Например, на стенах знаменитых врат Иштар были изображены львы, символизирующие вавилонскую богиню войны, и грифоны, ассоциирующиеся с богом Мардуком. Все символы, разумеется, должны были напоминать путешественнику, чья кровь течет в жилах местного правителя. В Древнем Египте изобразительное искусство выполняло еще больше функций, нередко выступая единственным источником знаний о посмертной жизни человека и способах безопасного путешествия по царству мертвых. О значении некоторых символов до сих пор ведутся споры среди искусствоведов и культурологов.

Новый этап в развитии традиции начался с появлением Христианства. Сложные богословские концепты, порой трудные для восприятия с точки зрения здравого смысла, требовали перевода на более понятный язык. На каждой иконе, витраже и мозаике присутствует большое количество символов: оливковая ветвь, лилия, павлин, феникс, якорь, петух. Все они в сокращенной форме передают зрителю знание об основах христианского вероучения и о важных событиях библейской истории. Язык символов также активно использовался в различных гностических и оккультных учениях, развивавшихся параллельно с официальным религиозным культом (гностицизм, традиции иллюминатов и масонов).

Первые картины в стиле символизма появляются практически сразу же после изобретения станковой живописи. Наиболее известным художником, творившим на рубеже Средних веков и Нового времени был Иероним Босх. Символика его картин испытала на себе влияние не только христианской культуры, но и личного мироощущения автора, поэтому некоторые образы остаются нерасшифрованными. Заметный вклад в развитие традиции символизма внесли также представители голландской школы живописи (Якоб де Гейн, Юриан ван Стрек). Знаменитый поджанр натюрморта «Суета сует» поражает зрителя обилием символики быстротечности жизни: руины, погасшие свечи, черепа, увядающие фрукты.

На рубеже XIX-XX веков символизм достигает пика своего развития, трансформируясь в отдельное течение живописи. Он получает философское обоснование и становится своеобразным пристанищем для всех разочаровавшихся в идеалах эпохи Модерна. В отличие от романтизма, которому также не была чуждой страсть к символам, новое течение использовало образы для повествования о феноменах высшей реальности, существующей за пределами человеческой личности. Теоретическую возможность подобного творчества обосновал известный философ Эрнст Кассирер в труде «Философия символических форм». Согласно автору, символ является мостом между миром вещей и миром идей, благодаря которому сознание человека может приобщаться к высшим уровням бытия. Эти идеи нашли поддержку среди французских художников и стали идеологическим обоснованием эстетики символизма. Среди художников, оказавших наибольшее влияние на развитие течения, стоит упомянуть Гюстава Моро, Арнольда Беклина и Одилона Редона. Отдельные черты символизма прослеживаются также в творчестве Поля Гогена, художников группы «Наби» и школы Понт-Авена.

Художественные особенности

Строгого канона, определяющего перечень художественных приемов, художники никогда не утверждали, интуитивно используя на своих полотнах те средства, которые способствовали установлению определенного душевного настроя у зрителя. Для картин в стиле символизма характерно размытие контуров объектов, деформация форм, напряженная ритмика и сумрачный колорит. Обычно художник демонстрирует зрителю символ не полностью. Визуальные препятствия в виде дымки или теней скрывают некоторые детали изображения, подталкивая зрителя к размышлениям и поискам других намеков на творческий замысел автора. Большинство сюжетов на полотнах символистов разворачивается в безвременном пространстве без привязки к конкретным географическим точкам.

Известные картины в стиле символизма

  1. Остров мертвых. Картина Арнольда Беклина, созданная в шести вариантах. На полотне фигура в белом саване в лодке с гребцом приближается к последнему пристанищу. Небольшой остров с крутыми скалами и кипарисами создает гнетущее ощущение присутствия смерти. Полотно оказало большое влияние на современную культуру и часто используется для иллюстрации философских размышлений не тему быстротечности жизни. В 1932 году Сальвадор Дали переосмыслил сюжет в своей картине «Истинное изображение „Острова мертвых“ Арнольда Беклина в час вечерней молитвы».
  2. Искусство, или Нежность сфинкса. Полотно Фернан Кнопфа, известнейшего представителя бельгийского символизма, обыгрывает сюжет из греческой мифологии, посвященный Эдипу и сфинксу. Чувственность, с которой загадочное существо прислоняется к щеке наследника престола Фив, намекает на присутствие между героями сюжета личных отношений. В лице сфинкса не сложно угадать черты младшей сестры художника, что, по мнению искусствоведов, может быть свидетельством наличия особых чувств Кнопфа к родственнице.
  3. Фаэтон. Картина кисти Гюстава Моро обыгрывает сюжет известного древнегреческого мифа: сын бога солнца Гелиоса уговаривает отца дать ему на один день его небесную колесницу, но, не выдержав сверхчеловеческих испытаний, погибает. Падение Фаэтона стало символом неизбежности наказания за дерзость и гордыню. Этот сюжет является классическим для мировоззрения традиционного общества, построенного на идее иерархии и подчинения низших уровней высшим. Благодаря Моро эта история получила необыкновенно яркое и запоминающееся воплощение в изобразительном искусстве. Фигуры зверей и чудовищ символизируют мощь высших стихий, с которыми крохотная фигура человека не в силах справиться.

Символизм в украинской традиции живописи

Влияние византийского богословия и традиции церковной живописи сделало украинскую ментальность восприимчивой к языку образов и символов. Но чаще всего к символизму обращались представители религиозного изобразительного искусства, начиная со времен крещения Руси. В более поздние времена мастера часто задействовали его художественный язык, но в основном как вспомогательное средство. В современном украинском изобразительном искусстве художники чаще всего используют элементы символизма в сочетание с художественными решениями других стилей.

Игорь Токарук

На полотнах художника часто присутствуют известные сюжеты, описанные в сакральных текстах и философских трактатах древности. При этом детали лиц самих участников действа практически неразличимы. Этот прием художник использует для демонстрации зрителю универсальной ценности сюжетов. Некоторые произведения буквально превращаются в небольшие рассказы, повествующие зрителю об отношениях человека и мира. В своем творчестве автор также успешно использует приемы модернизма, реализма и минимализма.

Анна Булкина

Художница умело сочетает язык символов с яркой цветовой гаммой, не свойственной символизму. При этом образы на ее полотнах получаются необычайно сочными и фактурными. В своем творчестве художница смело экспериментирует с символикой, отказываясь от традиционных сюжетов в пользу антропоморфных образов. На ее полотнах человеческие лица имеют деревья, лесные массивы и даже чайники на столе. В работах художницы ощущается также влияние концептуального искусства, минимализма и реализма.

Мария Дроздова

Художница активно использует различные техники живописи и постоянно экспериментирует со стилями. При этом в ее творчестве четко прослеживается стремление к символизму и иносказательности. Дроздова часто переосмысляет в своих работах мифологические и религиозные сюжеты, не отказываясь при этом от использования личной символики. Творчество художницы поражает свои разнообразием даже искушенных ценителей искусства.

Онлайн-галерея KyivGallery предлагает вашему вниманию настоящие произведения искусства авторства украинских художников. У нас вы сможете найти картину и для украшения интерьера, и для получения подлинного эстетического удовольствия. Подробней о художественных особенностях понравившегося полотна вам расскажет наш специалист в области искусства.

Похожие материалы по теме

Печать календарей-плакатов

Календари-плакаты — это не просто инструмент для планирования, но и мощный рекламный носитель.

Я выбираю:: новогодние игры для детей

Чем занять детишек в новогоднюю ночь, чтобы они не заскучали среди взрослых? Да и сами взрослые будут наверняка не прочь повеселиться вместе  с детьми. Несколько идей не помешают, тем более их можно использовать и на протяжении праздничных дней. В такие игры будет интересно сыграть как и деткам постарше, так и совсем маленьким.