Еще до того, как были объявлены так называемые нерабочие дни, малый торговый бизнес устремился в интернет. Что и понятно: предчувствуя серьезные сложности, компании постарались «подстелить соломку». Причем сделали это не только ретейлеры, но и представители сервисной сферы, и даже некоторые промышленники.
Исследование, которое недавно провели аналитики площадки Workspace, это наглядно подтверждает. Данный онлайн-сервис собирает на своем поле обе стороны договора об оказании digital-услуг. Весной здесь узнали, как себя чувствуют их исполнители, а теперь подготовили срез и по заказчикам.
Полный текст исследования есть в открытом доступе на https://workspace.ru/blog/75-of-companies-moved-to-online/, здесь же рассмотрим ту его часть, которая показывает:
- сколько малых компаний действительно переключилось на онлайн-продажи;
- как продвигается их бизнес в Сети;
- что дал переход и как развиваются отношения заказчиков и исполнителей digital-услуг в 2020 году.
Только 20% не нашли возможности перейти в онлайн
В опросе Workspace приняли участие чуть более 140 компаний малого и среднего бизнеса. Большинство из них – 87 из 142 – смело можно отнести к микробизнесу (1–20 человек в штате). Но среди участников нашлись и средние предприятия с численностью сотрудников до 20–100 человек (37 респондентов), и относительно крупные с персоналом до 500 работников (18 компаний или 13%).
Представителей торговой сферы в этом списке оказалось всего 24% – по 12% из сегмента продаж продуктов питания и непродовольственных товаров. Кроме них, в опросе поучаствовали:
- IT-компании;
- представители сферы медицинских услуг;
- риелторы;
- собственники небольших предприятий разных отраслей промышленности;
- салоны красоты и другие фирмы, занятые в нише beauty;
- участники индустрии развлечений.
Почти 80% респондентов заявили, что имеют возможность полностью или частично перевести бизнес в онлайн. Правда, 4,4% участников делать этого пока не хотят по разным причинам. Только 20% пожаловались, что работа в интернете для них невозможна в силу специфики деятельности. Это, впрочем, не мешает им заказывать в интернете различные услуги для продвижения бренда или привлечения целевой аудитории.
Какие услуги чаще всего заказывают новоявленные участники рынка e-commerce
Срез по самым популярным digital-услугам особых потрясений не принес. Самый распространенный способ раскрутки в интернете и для постоянных участников этого рынка, и для тех, кого сюда привела пандемия, – контекстная реклама. Ее заказывают больше 58% респондентов, включая тех, кто все еще работает полностью в офлайне.
На втором месте по популярности – маркетинг в социальных сетях (SMM, выбор 43% участников). А замыкает тройку востребованных услуг по интернет-продвижению SEO – оптимизация сайта и его контента с целью привлечения органического (естественного) трафика. В нее вкладывают деньги более трети респондентов (35,8%).
Кроме контекста, SMM и SEO
Кроме классического «трио» самых эффективных методов продвижения, заказчики ориентируются:
- на email-рассылки («холодные», без персонализации и таргета) – 35,8%;
- индивидуальные коммерческие предложения (корпоративным клиентам – с ними в сумме работают 72% опрошенных) – 35,8%;
- контент-маркетинг – 25,4%;
- транзакционные письма – 25,4%;
- холодные звонки – 19,4%.
Без видео
Наименьшей популярностью пользуются видеореклама и реклама у видеоблогеров, хотя до пандемии именно эти направления считались трендовыми, особенно в Москве (которую выбирали в качестве зоны постоянного присутствия 40% участников). Судя по всему, вынужденная экономия расставила акценты по-новому (видеомаркетинг при всей своей эффективности остается самой дорогой формой рекламы).