Инвестиционный фонд начали делить

На прошедшем заседании правительства был дан старт программе государственного инвестирования за счет средств Инвестиционного фонда. Торг за рентные деньги началсяНа состоявшемся на прошлой неделе заседании правительства, где подводились итоги социально-экономического развития страны за первую половину 2005 г. и строились планы на будущее, Михаил Фрадков в своей вступительной речи потребовал от министров выработать комплекс мер по снижению инфляции и достижению стратегической цели - удвоения ВВП. Одной из таких мер, одобренных правительством, должно стать расходование Инвестиционного фонда. Есть только несколько "но", которые не позволяют реализовать новый принцип государственного инвестирования: отсутствие приоритетов экономического развития, неопределенность с критериями отбора инвестиционных проектов и предстоящие выборы. В соответствии с утвержденным правительством финансовым планом, в 2006 г. объем Инвестиционного фонда должен составить 60,7 млрд руб., в 2007 г. - 72,9 млрд руб., в 2008 г.- 73,2 млрд руб. Это те показатели, с которыми были согласны все министры. Во всем остальном неопределенность: и в механизме доступа к государственным инвестиционным ресурсам, и в критериях отбора проектов. В соответствии с проектом положения о фонде, который на заседании озвучивал министр экономического развития и торговли Герман Греф, средства государства выделяются на проекты сметной стоимостью не менее 5 млрд руб. и при наличии частного инвестора, который готов оплачивать не менее 10% проекта. Количество таких проектов, исходя из общей суммы фонда, должно быть не более 10 в год. Но при обсуждении этих нормативов министр финансов Алексей Кудрин был не согласен с Германом Грефом. Он предложил увеличить частную долю до 25%. А затем и вице-премьер правительства Александр Жуков заявил, что приоритетные направления самих проектов и критерии их отбора необходимо еще уточнить. По своему принципиальному содержанию нынешняя дискуссия - это попытка создания эффективной модели промышленной политики в России. До сих пор этот механизм регулирования экономики обсуждался в либеральном крыле правительства скорее теоретически. В его практическом применении не было нужды. После кризиса 1998 г. эффект от девальвации рубля, импортозамещение и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволяли российским производителям все эти годы развиваться за счет собственных и заемных средств. Наибольшее влияние на доходы и темпы экономического роста оказывал, естественно, топливно-энергетический комплекс. Но к 2005 г. эффект от девальвации рубля исчерпал себя, а нефтяная и газовая отрасли перестали быть локомотивами экономического роста. По оценке Германа Грефа, в первой половине этого года экспорт нефти вырос всего на 0,5%, тогда как в период 2000-2004 гг. он составлял 14% ежемесячно. Поэтому, по мнению министра, до конца года необходимо принять комплекс мер по снижению налогового бремени на отрасль. "Несмотря на высокие цены, российским компаниям не выгодно экспортировать нефть из-за высоких экспортных пошлин, налога на добычу полезных ископаемых, роста производственных и транспортных затрат. Компаниям остается только 14% от роста цен на нефть, а остальное забирают экспортные пошлины и НДПИ", - пояснил на заседании правительства Герман Греф. С другой стороны, несырьевые отрасли испытывают сложности, но уже от чрезмерного укрепления рубля вследствие большого притока валюты в страну при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Рублевые издержки производителей растут вслед за удорожанием российской валюты. В какой-то степени повышение затрат производителей удавалось компенсировать ростом платежеспособного спроса через увеличение доходов населения. По прогнозам МЭРТ, в 2005 г. рост реальных доходов населения составит 9,4%. Это почти в два раза выше ожидаемых темпов прироста ВВП. Но приток валюты в страну и рост доходов россиян, в частности, вследствие увеличения социальных расходов бюджета, увеличивает денежное предложение в экономике. По экспертным оценкам, оно превышает спрос, что впоследствии выражается в увеличении темпов инфляции и сравнительно высоких процентных ставках по кредитам. Поэтому, по мнению экспертов, вложение средств Инвестиционного фонда непосредственно в промышленные объекты может увеличить количество наличных денег в обращении и спровоцировать дальнейший рост цен. "ЦБ в основном борется с укреплением реального курса рубля, хотя темпы укрепления возрастают. Тем самым в золотовалютных резервах и в банковской системе в целом увеличиваются чистые иностранные активы. Возрастающие обязательства банковской системы хотя и стерилизуются в Стабилизационном фонде, тем не менее усиливают давление на другую часть баланса банковских активов. Деньги необходимо где-то размещать. Поэтому рынок внутренних кредитов и весь финансовый рынок растут очень медленно. И если выбирать стратегию вложения средств Инвестиционного фонда, целесообразно, на мой взгляд, размещать их не в производственную инфраструктуру, а в финансовую - в банки развития с государственным участием. Наряду с этой мерой необходимо научить компании второго и третьего эшелонов привлекать и зарабатывать деньги через первичную эмиссию акций - IPO. И те же банки смогут иметь в активах эти акции. Человеку лучше давать не рыбу, а удочку для ее лова, научив при этом этой удочкой пользоваться", - заявил RBC daily ведущий эксперт Центра развития Валерий Миронов. Механизм распределения средств Инвестиционного фонда в контексте текущих экономико-политических событий принципиально важен. Минэкономразвития предлагает следующий вариант. Проекты, претендующие на поддержку средств фонда, будут отбираться на конкурсной основе в два этапа: непосредственно конкурсной комиссией МЭРТ, а затем правительственной комиссией. Потом перечень проектов утвердит правительство. На следующем этапе инвестиционные соглашения будут заключаться с инвесторами и федеральными агентствами - ответственными исполнителями проекта и главными распорядителями бюджетных средств. А непосредственно реализация этих проектов, по мнению Германа Грефа, может осуществляться на основе концессий, когда доля государства находится в управлении частного бизнеса. Последнее же слово при реализации инвестпроектов МЭРТ намерено оставить за собой. В планах министерства осуществлять мониторинг проектов и готовить предложения по их приостановке, прекращении или изменении объемов финансирования. Минфин эти принципы устраивают. Как сказал Алексей Кудрин, практически все разногласия между МЭРТ и Минфином устранены. Но любой эксперт скажет, что совместное управление имуществом и финансированием чиновниками и бизнесменами опасно возникновением коррупции. И в дальнейшем борьба за эти деньги будет только возрастать. Сама процедура от отбора проекта до его финансирования предполагает довольно длительный временной отрезок между этими стадиями. Соответственно, какие-то первые результаты можно ожидать не раньше 2006 г., а это предвыборный год. По сложившейся традиции, обычно в такие периоды экономическая рациональность приносится в жертву политической целесообразности при росте расходов на социальный популизм и предвыборные бюджеты. Активность отраслевых и политических лоббистов увеличивается вместе с повышением их потребности в финансовых ресурсах. Объективные макроэкономические условия и пессимизм, с которым нефтяники воспринимают реструктуризацию собственности в отрасли и приближающиеся выборы, выражается в снижении объемов инвестирования и в нежелании активно участвовать в экономической жизни страны. Поэтому, кроме ТЭК, государственные средства в виде бюджета, Стабилизационного и Инвестиционного фондов - альтернативный источник решения экономико-политических задач. В результате в ближайшие 1,5 года можно прогнозировать обострение конфликта в правительстве между премьер-министром Михаилом Фрадковым и либеральным крылом кабинета. Формально министров-экономистов можно упрекнуть в том, что ни одно стратегическое поручение, такое как увеличение темпов роста экономики для достижения удвоения ВВП, снижение инфляции и выбор приоритетов развития, не решены. "Ну как можно выбрать приоритеты развития, когда правительство воюет само с собой? В такой ситуации основной вопрос - на кого повесят всех собак? Пока, на мой взгляд, в борьбе за механизм распределения государственных средств, и в частности, средств Инвестиционного фонда, либеральное крыло выигрывает у Михаила Фрадкова. Предложенная довольно долгая и сложная технология отбора инвестпроектов снижает степень нецелевого расходования этих денег. Немалую роль в этом конфликте будут играть предстоящие выборы и выдвижение на первый план преемника Владимира Путина. Это может быть либо премьер, либо лидер "Единой России". Если будет решено вывести нового преемника на пост премьера, Михаилу Фрадкову придется потесниться. Хотя, вероятно, есть и альтернативные возможности выдвижения кандидата в президенты через иные посты и ведомства", - пояснил RBC daily первый заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко

http://www.rbcdaily.ru

Похожие материалы по теме