«Роль женщины в религиозном инакомыслии в XIX – начале XX в. (на материалах Вятской губернии)» - так называется статья, опубликованная в журнале «Женщина в российском обществе», включенном в международную базу академических публикаций Scopus.
Авторами исследования выступили ученые Вятского государственного университета: зав. кафедрой истории и политических наук, доктор исторических наук, профессор Андрей Машковцев и доцент Виктория Машковцева.
- Работая над своим диссертационным исследованием в архивах, я то и дело сталкивался с материалом, напрямую не относящимся к изучаемой мною теме, но представляющим значительную научную ценность. Речь идет о роли женщины в религиозном инакомыслии. Эта проблема пересеклась и с научными интересами Виктории – в результате мы решили объединить усилия и рассмотреть историю староверия и сектантства в гендерном аспекте, - поделился историей замысла Андрей Анатольевич.
Выбранный ракурс позволяет по-новому взглянуть на старообрядчество и сектантство, по истории которых начиная с XVIII века написано огромное количество литературы. Однако на региональном уровне тема религиозного инакомыслия под подобным углом зрения представлена практически не была.
- Почему мы объединили староверов, явивших немало примеров настоящего духовного подвига, и представителей сект, некоторые из которых сегодня были бы названы тоталитарными? Дело в том, что политика властей по отношению к ним велась примерно в одном ключе; более того, в архивных делах мы порой видим примеры смешения раскольников и сектантов, - пояснила Виктория Вячеславовна.
И среди староверов, и среди сектантов большинство чаще всего составляли женщины – и это несмотря на жесточайшие преследования! Более того, во многих случаях именно женщины являлись наиболее решительными и последовательными проповедниками религиозных воззрений.
- Старообрядцы всегда отличались приверженностью традиционному укладу. Женщина в их представлении, прежде всего, хранительница домашнего очага, мать и жена. При этом исключительная важность придавалась роли женщины в сохранении духовного опыта и передаче традиций последующим поколениям. Наиболее образованные женщины выполняли священнические функции. На Алтае такие примеры мы можем встретить и сегодня, - отметила Виктория Машковцева.
Мужество и стойкость старообрядок ничуть не уступают аналогичным качествам их мужей, отцов и сыновей. Известны случаи, когда обязанности сосланных за содержание молелен в Закавказский край и Сибирь мужчин брала на себя женщина: за веру она шла до конца.
- Характеры, подобные знаменитой боярыне Морозовой, мы встречаем нередко, знакомясь с материалами архивов, - подчеркнул Андрей Машковцев.
Совсем другие примеры - крайнего и опасного фанатизма – дает история некоторых сект, действовавших в том числе на территории вятской земли.
- Одним из наиболее мрачных религиозных течений явилось скопчество. Оно известно варварской обрядовой практикой, нацеленной на борьбу со страстями, прежде всего с плотским влечением. Скопцы неизменно подвергались преследованию со стороны властей; женщинам-сектанткам были уготованы такие же жесткие наказания, что и мужчинам, - рассказал Андрей Анатольевич.
Статья кировских историков освещает также такие религиозные течения, как молоканство и баптизм. Авторы делают вывод о том, что роль женщины в религиозном инакомыслии на территории Вятской губернии в XIX – начале XX вв. очень важна. Она стала существенным вкладом в дело сохранения старообрядцами, духовными христианами и баптистами своей конфессиональной самобытности даже в условиях враждебного отношения к ним со стороны местной администрации и официальной церкви.
#ВятГУ #наукаВятГУ