Коротким маршрутом от депо до завода «Авитек» и обратно проехался троллейбус МТБ-82 в минувшие выходные. Глава администрации, руководство АТП, сотрудники депо и журналисты стали его пассажирами.
Как рассказали в троллейбусном депо, реставрация машины началась в июле. Ранее она представляла из себя просто макет троллейбуса без электрооборудования. Поэтому сотрудники-энтузиасты восстанавливали не только корпус, но и всё техническое оснащение, салон. Они восстановили передний и задний мосты, тормозную систему. Одни детали создавались прямо в депо, а некоторые детали заказывали в Австралии.
«Он будет участвовать на наших ретро-парадах 9 мая и на других мероприятиях. Я думаю, с руководством города уже в этом году мы придумаем, как всё это осуществить. Всего в России 3 экземпляра на ходу: в Москве, в Санкт-Петербурге и в Нижнем Новгороде. Но самое интересное, что этот троллейбус имеет самое непосредственное отношение к нашему городу. Главный конструктор троллейбуса, Лейферов Еремей Семёнович, жил в нашем городе практически всю жизнь», - рассказал Евгений Пятунин, директор музея ВятГУ, президент Вятского «Авторетроклуба». Как отметили сотрудники АТП, именно он стал инициатором восстановления машины, а руководство предприятия поддержало эту идею.
Троллейбус МТБ-82 создавался в Москве в послевоенные годы. Конструкторы вдохновились лендлизовским американским автобусом компании General Motors. В то время писали: «Наставили рога американскому автобусу». Однако, отметил Евгений Альбертович, троллейбус получился шире, более вместительным и легче на 3 тонны, так как Леферов придумал сделать несущий кузов. Московским властям троллейбус понравился и позже на его основе появился трамвай МТВ-82. Главного конструктора назначали на сталинскую премию, однако «что-то не срослось, он был оправлен к нам в Киров, работал на заводе «Авитек» и всю свою жизнь ездил на работу на этом троллейбусе».
«Почти 50 лет эти троллейбусы работали в городах: с 1949 по 1972 год. В Кирове последний троллейбус списали в 1971. Я до слёз растроган, что почти 50 лет я не ездил на нём. А может на этой машине я маленький в 71 году за 4 копейки ездил по городу или бесплатно в День пионерии. Это очень значимое событие, это живая история и сегодня мы к ней прикоснёмся. Техника уходит безвозвратно и для города это большая честь, что есть такая машина, что энтузиасты взяли и восстановили её», - поделился впечатлениями Евгений Альбертович.
После этих слов все присутствующие на выкатке троллейбуса из депо зашли в салон и отправились в небольшую поездку до площади XX партсъезда и обратно. Всю дорогу на задней площадке звучали песни тех лет, которые вживую исполнили кировские музыканты. По ходу движения троллейбус с интересом осматривали прохожие, а некоторые водители снижали скорость, чтобы лучше рассмотреть ретро-технику из своих автомобилей.
«Мы сейчас прокатились на старом троллейбусе. Впечатления невероятные, окунулся совсем в глубокое детство. Но сейчас мы видим современные просторные машины, полностью низкопольные. Видна эволюция, техника шагнула далеко вперёд, хотя старая такая же надёжная и уютная. Остаётся пожелать, чтобы обновление техники проходило чаще, а те машины, которые к нам пришли, будут радовать нас своим плавным ходом», - сказал Илья Шульгин, глава администрации города.
После этого Илья Вячеславович вручил ключи лучшим водителям троллейбусов, которые получили право работать на первых пяти новых «Авангардах». Уже сегодня, 18 ноября, они должны начать возить кировчан и гостей города Кирова.
Напомним, что до 12 декабря в город должны поступить ещё 10 новых троллейбусов.