С 20 по 24 октября в Кирове проходит фестиваль короткометражного кино «Золотой телёнок». В программе фестиваля не только просмотр конкурсных работ, но и мастер-классы от известных деятелей из индустрии кино. Во вторник, 22 октября, такая встреча состоялась с Михаилом Местецким, российским кинорежиссёром, сценаристом, монтажёром и композитором.
Тема мастер-класса: «Современная режиссура короткометражного Комедийного кино».
В самом начале встречи, Михаил Леонидович сказал, что за два часа он постарается передать слушателям навыки и практические знания. В ходе монолога и в ответах на вопросы он затронул такие темы, как: замысел короткометражного фильма, подготовка фильма, съёмки, постпроизводство. Затем он показал свой фильм 2012 года, который сыграл в жизни автора важную роль. Это короткометражный фильм «Ноги - атавизм».
«Он выиграл Кинотавр и после этого пошла движуха для меня. Перед тем, как я снял этот фильм, я сделал, наверное, с десяток других короткометражек и было очень много разных экспериментов», - сказал Михаил Местецкий.
20 советов для режиссёров короткометражного кино.
1. Воспользуйтесь тем, что от вас пока ничего не ждут, нет отягощения репутационной нагрузкой и можете экспериментируйте. Снимайте больше фильмов, а самое главное – пробуйте разные жанры. В короткометражном кино вам позволительно делать то, что в полном метре вам никто позволять не будет. Там машина кинопроизводства, где каждый шаг стоит миллионы.
«Приходите, делаете, снимаете на ваш айфон. Мы все живём в прекрасные времена. В отличие от наших предшественников, у которых путь от производства короткометражки до зрителя лежал через непонятно что. Сегодня вы выкладываете фильм в сеть и завтра у неё миллионы просмотров. Никакого фильтра, прокатчиков, кинотеатров, их вкусов, порой весьма печальных».
2. «Мой личный опыт говорит, что надо начинать снимать с комедий. Комедии снимать в каком-то смысле проще, потому что огромное количество огрехов, которые у вас будут от того, что вы не знаете, как монтировать крупности, куда ставить камеру, как делать огромное количество чисто технических вещей, комедийный жанр может всё это скрасить».
3. Не снимайте драматичных историй из вашей жизни.
«У нас на курсе парень снял свой первый фильм про смерть отца. Он вложил туда самую главную болевую драму, но делал это неумело. Всё это его травмировало и не совпадало с тем, что он хотел донести: актёры фальшивили, операторы всё делали не так. Это похоронило его как режиссёра».
Михаил отметил, что этот совет – не истина, поэтому начинающим режиссёрам необходимо понять, к чему лежит душа.
4. «У меня раскадрован каждый кадр, вся история. Иногда требуется не просто раскадровка, но и анимация, как диафильм, чтобы понимать время каждого кадра. Бывает, что и этого не достаточно и мы делаем анимированные превизы.
В первых работах снимайте всеми возможными способами и потом на монтажном столе вы увидите чётко, что работает, а что – нет. Мучайте актёров, снимайте тысячи разных планов».
5. Первые короткометражные фильмы – тренировка, но каждая работа может стать проходкой в большую киноиндустрию.
6. «Когда вы придумываете новую короткометражку, в идеале у вас должно быть представление, каким вы хотите делать полный метр. Если у вас получилась короткометражка, тогда у вас уже большие шансы двинуться дальше в большое кино».
7. В короткометражном кино не выходите за 15, максимум 20-минутный формат.
«Большинство фестивалей, которые являются главными площадками для короткого метра, делают ограничение для фильмов не более 30 минут, а американские редко берут фильмы более 15 минут.
Не уверен, что все ваши короткометражки поедут на фестивали, но лучше сразу быть к этому готовыми. И вообще, фестивали – это прекрасный стимул для того, чтобы заниматься короткометражным кино. Таких нескольких лет путешествий, которые у меня были после нескольких короткометражек, я бы в жизни себе не организовал. Это классный бонус для начинающего кинематографиста».
8. Фильм на любом этапе может не получиться по разным причинам. Среди них – слабые звенья в команде.
«В этом риски и вся наша игра. Мы все доверяемся друг другу. Здесь всегда есть вилка между людьми компетентными и людьми выгоревшими. Проблема выгорания – тайная. Например, в рекламе работают ультрапрофессиональные люди и очень часто эти люди «мёртвые» как художники». С другой стороны есть выпускники киношкол, которые рвутся в бой. Ты очень часто покупаешься на это и вместо 15 минут они делают работу часами. Где-то между некомпетентностью с одной стороны и выгоранием с другой, надо найти людей. Может быть, надо заразить энтузиазмом выгоревших или дать шанс энтузиастам».
9. На этапе замысла ваше кино не должно стоить чего-то. Вы должны отсеивать все замыслы, которые стоят хоть что-то на первых короткометражках. Есть закон: если ваша короткометражка не стоит ничего, то она только-только уложится во все ваши деньги. Если вы считаете, что работа стоит дорого, но вы ужмётесь и осилите, то вы не представляете, какой ад ждёт вас впереди. Она будет стоит в 10-20 раз дороже.
10. Откладывайте в стол истории, которые сейчас вам не по карману или не по технике. Они к вам вернутся, когда у вас появятся возможности.
«Снимите классное, живое кино на айфон. Оно скорее вас приведёт в большую индустрию, чем плохо снятое кино, в котором были рельсы и настоящая тележка Magnum».
11. Короткометражки классно работают на каком-то одном приёме. Например, съёмка только на общем плане, где в конце появляется первый план. Или фильм из кастрюли.
12. Не делайте красивые раскадровки.
«Когда ты понимаешь, что вот этот кадр должен быть другим, тебе просто жалко его перерисовать. Раскадровки рисуются огурцами: кружочек, палка, палка, огуречек. Тебе нужно только рисовать в нужную сторону нос, чтобы потом не перепутать оси на съёмках. Такие раскадровки – самые действенные: в любой момент ты их сминаешь и рисуешь по-другому».
13. «Я видел экспликации к выдающимся фильмам Никиты Михалкова и это потрясающий документ. Там подробнейшим образом расписаны все съёмки, атмосфера и настроение, работа с художником, работа с актёром, опасности в конкретной сцене. Он их продумывал заранее. Я понимаю, что на начальном этапе тяжело продумать хоть что-то, но подумать об этом всё-таки не грех. Какой-то процент ошибок таким образом можно преодолеть».
14. «Репетируйте вместе с актёрами. Вы должны их понимать, прочувствовать; понять, где он хорош и где плох. Даже если это звёзды, которых невозможно вытащить на репетиции, но это надо делать».
15. Когда актёрам нужно что-то показывать и объяснять, очень важно следить за тем, чтобы в какой-то момент ваш голос для них не стал информационным шумом.
16. Чтобы раскрыть актёра, можно применять манипулятивные техники. Очень часто на них нужно воздействовать эмоционально.
17. Драматургам, когда они пишут сценарии, важно ставить себя на место каждого героя. Когда вы пишите, услышьте голоса персонажей.
18. Актёрам лучше не доиграть, чем переиграть.
19. «Постпроизводство – это этап, на котором вы ещё очень многое можете исправить. Опыт просмотра монтажа первого фильма чудовищен. Монтаж способен гениального актёра представить бездарным клоуном. Мы этого не чувствуем, когда смотрим готовый фильм, но когда сидишь за монтажным столом, ты понимаешь, что, например, тут чуть меньше сделал паузу между репликами и так далее.
Терпение, метод пробы и ошибок на этапе монтажа помогут сделать очень многое. Можно перетасовать все сцены».
20. На этапе постпроизводства нельзя отчаиваться. Когда вы сказали «стоп» – это самый ответственный момент.
«На мой взгляд, это вообще начало творческой работы. На съёмочной площадке ни какой творческой работы. [На постпродакшене] Я вытягивал много историй просто из кошмара».