С 2014 года в Кировской области действует система фото и видеофиксации правонарушений на дорогах. Она постоянно модернизируется и пополняется новыми комплексами. Сегодня, 10 октября, в рамках пресс-тура кировские СМИ узнали о том, какие планы у правительства региона и администрации города на ближайшее будущее относительно камер фотовидеофиксации.
На первой остановке речь шла о комплексе «Кордон». Всего в области установлено 44 таких устройства и одно из них – на улице Щорса в районе дома №1 по улице Тихой. Юрий Палюх, министр информационных технологий и связи Кировской области, рассказал, что камера «видит» и фиксирует транспортные средства на всех четырёх полосах данного участка дороги. Комплекс в автоматическом режиме передаёт материалы подразделению, которое занимается предобраткой, так как техника без человека несовершенна.
«Мы отсматриваем все материалы с комплексов автоматической фиксации: это и скоростной режим, и пересечение сплошной линии и так далее. У нас есть согласованный порядок обработки материалов с МВД и ЦАФАП Кировской области», - пояснил Юрий Иванович.
По его словам, более 10 специалистов занимаются предобработкой файлов с камер. Отбракованные материалы попадают в отдельную папку и затем проходят повторную проверку – система случайным образом выбирает другого оператора. Кроме того, отбракованные снимки проверяют и полицейские в случае каких-то злоупотреблений. По словам Юрия Ивановича, это исключает махинации с какими-то определёнными госзнаками автомобилей. Проще говоря, один конкретный специалист не сможет помочь своему знакомому человеку избежать штрафа, если нарушение ПДД попало на камеру. Если комплекс неверно опознал номер автомобиля и оператор видит это, человек может вручную внести изменения в файл – заменить неправильный номер на истинный.
Обслуживание комплекса проводится в соответствие с требованиями ГОСТ, в котором прописаны углы наклона камеры, высота установки, направление объектива, определены настройки.
«Если хоть что-то из этого не будет соблюдаться, полицейские будут отклонять материалы, не разрешат вводить комплекс к эксплуатацию и так далее. Место для установки комплексов так же выбирается не случайно. Совместно с МВД России и собственниками дорог мы определяем перечень всех аварийно-опасных мест. Мы не ставим комплексы там, где это выгодно, а ставим там, где они нужны», - добавил Юрий Палюх.
Перечни аварийно-опасных мест формируются в конце года на основе статистики МВД. Далее список попадает в правительство Кировской области, министерство информационных технологий и связи, администрацию города и так далее. В ходе анализа и совместного обсуждения, определяются новые места установки камер или принимается решение о передислокации существующей камеры на новый участок дороги, если прежнее место перестало быть аварийным.
Дмитрий Горохов, начальник отдела развития телекоммуникации, связи и технологических решений КОГБУ «ЦСРИРиСУ»:
«На территории Кировской области действуют 84 стационарных комплекса автоматической фотовидеофиксации. Это комплексы «Кордон» и «Декарт». Они фиксируют все транспортные средства, прошедшие через зону контроля. Программное обеспечение комплекса распознаёт государственные регистрационные знаки и формирует определённый файл, который и поступает в центр обработки данных».
По его словам, с 1 сентября 2016 года сотрудники центра обработали более 2 миллионов фотоматериалов. В среднем в течение года один сотрудник обрабатывает 300 материалов в день, а летом – до 700. Зимой количество правонарушений уменьшается. В 2018 году сотрудники обрабатывали в среднем по 45 тысяч постановлений в месяц.
«До конца года мы собираемся закупить ещё 50 комплексов. Сейчас инициирована процедура по закупке. Мы их установим на дорогах между городами. Работы начнутся в декабре и завершатся в первом квартале 2020 года», - подытожил министр информационных технологий и связи Кировской области.
Вторая точка пресс-тура – «оранжевый ящик» на подходе к чистопрудненскому путепроводу. В нём установлен комплекс «Арена». Специалисты рассказали, что этот комплекс мобильный: устройства перемещают с точки на точку, где необходима его работа. «Арена» полностью автономна: энергию даёт аккумуляторная батарея, а данные пишутся на флеш-накопитель. По этой причине комплексу требуется ежедневное обслуживание, а вмешаться в работу комплекса «Арена» невозможно, так как перед извлечением флешкарты из комплекса он подписывает её своей цифровой подписью, сказал Юрий Палюх. Если подпись на носителе не будет соответствовать ей, то система обработки данных просто не загрузит эту флешку.
Новинки в Кирове
Уже в ноябре начнётся тестовая нового комплекса на улицах областного центра.
«На улице Преображенской, 53 в пилотном режиме работает комплекс, который в большом объёме применяется в других регионах. Он фиксирует нарушения правил дорожного движения при проезде пешеходных переходов. Комплекс так же «видит» выезд на полосу встречного движения, превышение скорости и в принципе любые параметры, которые ему будут заданы. Измерение скорости автомобилей проводится в диапазоне от 0 до 250 километров в час без использования радара. Механизм определения нарушений при проезде пешеходных переходов достаточно прост: измеряется скорость движения транспорта, скорость движения пешехода, совмещаются траектории и если они совмещаются, то фиксируется нарушение ПДД. Материалы просматривают специалисты и направляют их в ЦАФАП Кировской области. После этого сотрудники полиции привлекают нарушителя к ответственности», - рассказал Дмитрий Соломенников, начальник ситуационного центра Управления дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова.
Всего планируется установить два подобных устройства. Определены и места их установки: пешеходный переход у цирка, пешеходный переход у поликлиники на ул. Карла Маркса.
Кроме того, в ближайшее время в городе может появиться второй комплекс «Паркон», который занимается фиксацией нарушений правил парковки автомобилей. В настоящее этот передвижной комплекс работает на 13 дневных и 2 ночных маршрутах, которые согласованы с отделом ГИБДД УМВД России по г. Кирову и администрацией города. В 2019 году комплекс зафиксировал 7,5 тысяч нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств.
Как уже указывалось выше, обработанные материалы отправляются в Центр Автоматизированной Фиксации ГИБДД УМВД России по Кировской области. Специалисты центра вновь проверяют снимки и принимают решение о привлечении владельцев транспортных средств к административной ответственности. По данным ГИБДД, в 2019 году с помощью системы выявлено более 373 тысяч нарушений ПДД: 90% – это превышение скоростного режима, каждое 13 нарушение связано с поездом на запрещающий сигнал светофора или стоп-линии, более 2 тысяч нарушений связаны с выездом на полосу встречного движения.
Специалисты отмечают, что камеры устанавливаются там, где это необходимо – в местах концентрации ДТП. К результат, за 9 месяцев 2019 в Кировской области сократилось количество погибших и пострадавших в авариях людей. На 18,6% сократилось число ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, на 44,4% – по причине несоответствия скорости конкретным погодным и дорожным условиям.