Впервые в Кирове троллейбус проехался по Нововятску

В городе началась тестовая экплуатация нового «Горожанина» с увеличенным автономным ходом.

Самый экологически чистый и эффективный вид общественного транспорта, как о троллейбусах отозвался глава администрации, получит своё развитие в Кирове. Об этом сегодня, 26 марта, говорили на территории депо и во время поездки в новой экспериментальной модели троллейбуса от Уфимского трамвайно-троллейбусного завода.

Впервые в Кирове троллейбус своим ходом проехал там, где общественный транспорт представлен только автобусами. Маршрут пролегал от депо на Октябрьском проспекте по улицам Карла Маркса, Профсоюзной и Ленина в Нововятск. Перед железнодорожным переездом троллейбус развернулся и отправился обратно в депо. Водитель опустил токоприёмники на остановке у филармонии и больше не поднимал их. Всего машина проехала чуть более 30 километров: порядка 22 километров – на заряде аккумуляторов.

«Наш город обладает силовой сетью, поэтому логично её развивать. К сожалению, статистика показывает на то, что за последние годы троллейбусная сеть сократилась со 140 до 107 километров. Поэтому, учитывая экологичность и высокую эффективность троллейбусов мы это дело будем развивать. Из-за большого износа сегодняшнего парка, понятно, что хочется сделать замену новыми машинами, - говорит Илья Шульгин, глава администрации города. - Могу сказать, что сегодня мы рассматриваем покупку до 30 классических троллейбусов».

Речь идёт о предыдущем тестовом троллейбусе, который практически полгода работал на маршрутах города.

«Эта экспериментальная модель дороже в 1,5 раза, при этом она позволяет продлевать маршруты туда, где нет силовой сети. Как раз рассматриваем давно назревший вопрос – доезд троллейбусов до Нововятска. И в этом году у нас заканчивается строительство путепровода в Чистые пруды, что создаёт условия для эксплуатации таких машин. Поэтому сейчас, как второй этап, рассматривается покупка таких моделей», - сказал глава администрации.

Говоря о своих впечатлениях от знакомства с троллейбусом Илья Вячеславович процитировал Генри Форда: «Самая лучшая машина – новая машина», и отдельно остановился на низкопольности:

«Мы уже давно в администрации приняли решение, что нам необходимо все остановки выводить в один уровень для низкопольной техники. Сегодня мы планируем покупку 30 газомоторных автобусов (и около 30 троллейбусов, как сказано выше – прим.ред.). Я думаю, что во втором квартале это всё состоится. Поэтому у департамента городского хозяйства сейчас стоит задача составить определённый список приоритетов, с чего мы начнём и где у нас появятся остановки, на которых пассажиры будут заходить в транспорт «не поднимая ногу», в одной плоскости. Это элемент безбарьерной среды, о которой мы довольно много говорили».

О том, как троллейбусы с увеличенным автономным ходом помогают городам развиваться, рассказал Денис Рассадников, генеральный директор  АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод»:

«Основное отличие от стандартного троллейбуса – наличие аккумуляторных батарей, которые позволяют ему ходить без контактной сети. Преимущество этой технологии в том, что в Кирове создана большая троллейбусная сеть. Она создана в СССР, когда был определённый пассажиропоток. Сейчас же он очень динамичный и изменяющийся – появляются новые микрорайоны, закрываются и открываются предприятия. Эта машина позволяет без вложения дополнительных средств в инфраструктуру охватить новые районы таким видом подвижного состава. Все остальные отличия – технические. Они улучшают жизнь, упрощают обслуживание».

Установленные на троллейбусе аккумуляторы зимой прошли испытания холодом. В Новосибирске их на три дня выставили на улицу в 37-градусный мороз.

«Простояв 3 дня они потеряли только 20% электроэнергии. На них гораздо больше влияет жаркая погода, чем холодная. В жару батареи охлаждает отдельный кондиционер», - отметил гендиректор предприятия.

Для водителя предусмотрены ограничения по использованию аккумуляторов – недопустима разрядка батарей выше 50% от полной ёмкости. При достижении этой цифры, троллейбус переходит в аварийный режим и начинает двигаться со скоростью не больше 10 км/ч. Просто так батареи разрядиться не могут, однако производитель отмечает, что для таких троллейбусов требуется проработка маршрутов с тем, чтобы не появлялась возможность разрядки аккумуляторов. Сегодня, во время тестовой поездки в Нововятск (от филармонии до переезда и обратно в депо), троллейбус израсходовал 74% заряда от допустимых 50% основной ёмкости батарей.

В качестве одного из ориентиров для администрации города может послужить опыт Санкт-Петербурга, где уже более 100 троллейбусов с увеличенным автономным ходом перевозят пассажиров. Как пояснил Денис Валерьевич, маршруты города изменили под такие троллейбусы, и как результат, муниципалитет отметил рост выручки более чем в 3 раза.

Что касается опыта тестирования обычного «Горожанина», Денис Рассадников отметил положительный результат:

«Эксплуатация предыдущего троллейбуса показала, что машина работает. У неё была одна маленькая проблема из-за поставки некачественного компрессора от производителя. Его заменили и дальше троллейбус полгода ходил в Кирове. Сейчас он пришёл в Уфу и после технического осмотра мы продолжим делать с ним всяческие эксперименты – ставить разные устройства, проверяя их перед серийной эксплуатацией».

Некоторые особенности троллейбуса с номером 777. Его салон – не окончательный вариант. Производитель уже внёс некоторые изменения для будущих машин. Предоставленная Кирову экспериментальная модель оснащена салонными видеокамерами, несколькими USB-портами для подзарядки мобильных устройств и кнопками открытия дверей на самих дверях. Пассажиры во время остановки смогут закрывать и открывать двери, что позволит для моделей с кондиционерами экономить электричество на охлаждении салона летом в жару и на обогреве его зимой в морозы.

Всё технологическое оборудование на крыше скрыто от глаз пешеходов спойлерами, поэтому при опущенных токоприёмниках только сзади можно увидеть, что бело-оранжевая машина – троллейбус. Кстати, в ближайшее время производитель дополнит кабину водителя джойстиком для удалённого управления токоприёмниками, которое позволит не только опускать и поднимать «рога», но и изменять их положение в горизонтальной плоскости. Видеокамера для этого уже установлена на крыше.

Похожие материалы по теме