Авторы проекта «Велошкола» вместе с партнёрами и неравнодушными велосипедистами Кирова продолжат развивать велодвижение в городе в 2019 году. Накануне велосипедисты встретились в формате конференции в культурном центре «5 этаж» и обсудили итоги своей деятельности и планы на будущее.
«Велошкола» – это социальный, всеобъемлющий проект на всю область. Так сказал Григорий Долгих, президент федерации велоспорта Кировской области, в начале конференции. Одно из социальных направлений – участие в развитии транспортной инфраструктуры города. Вместе с организатором движения «Красивый Киров» Игорем Багиным руководитель спортивной федерации входит в рабочую группу при администрации города «Киров меняется», где, в том числе, обсуждаются и вопросы транспорта.
Именно с обсуждения проблем транспортной инфраструктуры города началась конференция. Докладывал Игорь Багин.
По его словам, самая главная проблема кировской велоинфраструктуры сейчас в том, что её нет. Игорь в ходе своего доклада ссылался на мировой опыт и не раз акцентировал внимание на то, что из множества мировых решений из городов с похожим климатом можно найти те, которые применимы к Кирову.
По мнению активистов, в городе необходимо выстроить такой приоритет в сфере транспорта, который давно выбрали преуспевающие в развитии удобной транспортной инфраструктуры города мира: пешеходы – велосипедисты – общественный транспорт – личный автотранспорт.
«По статистике, в среднем в одной машине едет 1,2 человека, при этом автомобиль занимает немалую площадь городского пространства. С ростом автомобилизации город просто не может удовлетворять потребности всех автовладельцев», - говорит Игорь Багин.
Один из способов улучшения транспортной инфраструктуры – создание выделенных полос для общественного транспорта, где это возможно, и веломаршрутов. Именно над этим проектом сейчас работают региональная федерация велоспорта и движение «Красивый Киров» вместе со специалистами из Санкт-Петербурга. В отсутствии продуманной велоинфраструктуры по городу постоянно передвигаются, в основном, «смелые» велосипедисты. Появление веломаршрутов позволит большему числу людей пользоваться своими велосипедами гораздо чаще. Это должна быть сеть востребованных направлений, говорят активисты.
В докладе Игорь отметил, что с 30 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный Закон №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской федерации». Что изменилось:
-
пешеходная и велосипедная инфраструктура станет такой же частью организации движения, как машины и светофоры;
-
изменения дают импульс для развития ЦОДДов (центров организации дорожного движения – прим. ред.) по всей России – все документы транспортного планирования, вся деятельность по организации транспортного движения будет сконцентрирована в едином центре компетенций. ЦОДД управляет всем, от организации велосипедного движения до автобусов и троллейбусов.
«Теперь мы не просто энтузиасты, а часть общей транспортной системы города Кирова. С этого года мы начинаем работу, чтобы велосипедная инфраструктура не оставалась просто фантазиями, а стала продуманной и обоснованной частью движения в городе», - отметил президент федерации велоспорта Кировской области.
Среди предложений по организации безопасных велосипедных маршрутов есть такие варианты:
-
совмещённое движение велосипедистов и автомобильного транспорта на улицах, где скорость движения не более 50 км/час;
-
раздельное движение вело и автотранспортных потоков на улицах, где скорость выше 50 км/час;
-
«противошёрстное» движение велосипедистов на участках дорог с односторонним движением.
В докладе Игоря прозвучал пример ещё одного фактора, который влияет на развитие велодвижения: в результате исследования в рамках реализации проекта «Квартал 119», выяснилось, что часть людей не ездят на велосипедах из-за того, что им негде хранить этот вид транспорта.
«В некоторых домах есть колясочные, а должны быть ещё и места для хранения велосипедов, где не будет ни колясок, ни санок, ни ватрушек. Они позволят владельцам спокойно и удобно хранить велосипеды круглый год. Это может быть как отдельное строение с крышей и магнитным замком у дома, так и отдельное помещение в подвале», - прокомментировал Григорий Долгих.
Для того, чтобы у велосипедистов появилась возможность удобно и безопасно хранить велосипеды, активисты предлагают внести дополнения в нормативные параметры (в Своде Правил 42.13330.2016 Градостроительство – прим. ред.) зон жилой и общественно-деловой застройки по условиям кратковременного и длительного хранения велосипедов на уличном, внеуличном и в жилом пространстве. Чтобы не ждать изменений на федеральном уровне, активисты уже ведут беседу с городской администрацией о реализации этой идеи.
«От того, сколько человек катаются на велосипедах в городе, зависит количество людей, которые придут в велоспорт», - отметил Григорий.
«Велошкола» – это сообщество, к которому можно присоединяться и участвовать в разных направлениях, организовывать что-то самостоятельно. Это стартовая площадка для того, чтобы научиться базовым навыкам владения велосипедом на памп-треке, на скилл-парке, на трассах по даунхиллу и кросс-кантри». С этих слов руководитель спортивной федерации начал рассказ об итогах деятельности в 2018 году и о планах на текущий год.
В 2019 году федерация велоспорта Кировской области продолжит развивать свои проекты. Например, велопарк на Филейке.
- Памп-трек. Весной продолжится совершенствование трассы. Летом на памп-треке будут проходить соревнования.
- Скилл-парк. В течение года на нём появятся несколько новых элементов, а территория станет чистой и более благоустроенной. Кроме того, все желающие могут предложить своё видение развития скилл-парка.
- Даунхилл. В тёплое время года Григорий Долгих будет проводить тренировки на трассах для скоростного спуска по склонам. На территории парка активного отдыха «Северный» построено несколько таких трасс. Обучение бесплатное, но необходимо оплачивать аренду подъёмника. Запланирован и выезд в Архыз, Карачаево-Черкесская республика, на Чемпионат России. Кстати, Григорий в 2009-2010 году подготовил призёра – 2 место – Чемпионата России по даунхиллу среди юниоров – Никиту Войноловича.
Выезды на велосипедные спортивные объекты в других регионах: Ижевск, Москва, Саранск.
В 2018 году федерация помогла в организации велопробега «До Рая», который проводит Денис Репин, известный кировский велопутешественник. В 2019 году эта работа продолжится. Более того, велосипедисты хотят организовывать велопутешествия выходного дня по Кировской области. В таких поездках все желающие могут получить некоторые навыки велосипедного туризма.
Кинопоказы. В прошлом году их посетили более 150 человек, летом 2019 года они продолжатся.
Итоги работы проекта «Велошкола» в 2018 году:
-
6 соревнований, 134 участника;
-
порядка 300 человек посетили серию велоуроков;
-
более 500 человек стали слушателями велосипедных лекций в различных учебных заведениях города;
-
общее количество мероприятий – 60;
-
общее количество публикаций в СМИ – 33;
-
проект затронул 1284 человека.
«В этом году мы планируем сделать как минимум столько же. Как максимум – это зависит от вас», - обратился к соратникам Григорий Долгих. Он не раз в ходе конференции отмечал, что развитие велодвижения в Кирове зависит не только от авторов проекта, но и от самих велосипедистов, которые готовы участвовать в этом процессе.
Напомним, что в 2018 году федерация велоспорта Кировской области победила в конкурсе Фонда президентских грантов и получила финансовую помощь на развитие поставленных целей. Официальная группа проекта «Велошкола» во ВКонтакте: ВелошколаКиров.