Дарья Ткачёва: «Мы открываем мини версию центра современного искусства»

Руководитель проектов в кировском «Молодёжном Творческом Центре» об идее создания культурного центра при поддержке Фонда президентских грантов.

В конце октября проект «Молодёжного Творческого Центра» попал в число победителей второго конкурса Фонда президентских грантов. Размер гранта составил 2 миллиона 998 тысяч рублей. О том, на что пойдут эти деньги рассказала Дарья Ткачёва, руководитель проектов «МТЦ».

На своей странице в одной из соцсетей Вы написали, что на создание проекта ушло 1,5 года и было три заявки на участие в грантовых конкурсах. В чём суть вашего проекта?

Грант, который мы получаем, – это долгожданное продолжение всей нашей деятельности. «Молодёжный Творческий Центр», как организация, существует с 1997 года. Я к ней присоединилась в 2004 году и с 2005 года начала делать собственные проекты в области современного искусства. Мы делали много проектов на разных площадках: под открытым небом, лекции по современному искусству в Герценке, в выставочном зале Художественного музея, кинопоказы и много всего другого. Мы всегда сталкивались с такой проблемой, когда людей заинтересовало событие, но негде было его обсудить с единомышленниками. Со временем выросла мысль о том, что нужна постоянная точка как ресурсный центр по современной культуре. Нам хочется сделать такую площадку, которая станет мостиком между двумя сообществами: творческим и общественным, на пользу всем.

Более того, уже год существует проект «Лаборатория современной культуры». Мы его начали делать совместно с Волго-Вятским филиалом Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО и с ВятГУ, как партнёром. Но изначально была мысль, что он должен базироваться на какой-то одной площадке. На создание такой площадки мы и получили грант.

Автор фотографии: Захар Шашин

Когда планируете открыть центр?

Если мы не выбьемся из графика, то центр должны открыть к началу 2019 года. Сейчас мы заключаем договор на получение гранта и потом сможем начать небольшой ремонт. Мы уже знаем, где это будет и даже придумали отдельное название. Ведь «Лаборатория современной культуры» – это проект, а место тоже должно как-то называться. Поскольку помещение (в бизнес-центре на улице Ленина, 119а – прим.ред.) находится на 5 этаже, мы так и решили его назвать: Культурный центр «Пятый этаж». Я думаю, место неплохое и мы его освоим.

Что из себя будет представлять этот центр?

У нас будет одно пространство для событий с большим экраном и проектором. Мы будем проводить там лекции, встречи, мастер-классы, показывать кино. Там же будет библиотека. В ней будут издания по современной культуре, искусству, философии, каталоги выставок моих коллег из Нижнего Новгорода, Москвы и других отделений; литература по деятельности некоммерческих организаций, юридические и бухгалтерские справочники. Это такая библиотека, связанная с разными видами современной культурной активности.

Второе пространство будет в форме lounge-зоны или коворкинга с кофе, чаем и т.п. Ещё у нас там есть длинный узкий коридор. Я думаю, мы его освоим под формат мини-выставок. Наш центр – это площадка, где можно будет всерьёз, на профессиональном уровне поговорить на важные культурные вопросы и проблемы, которые есть в городе.

Автор фотографии: Станислав Шевнин

Но мы не будем замыкаться со своими событиями в этих стенах. У нас планируются события на более крупных площадках. Например, в этом году планируются выставка молодых современных художников, но где она будет – пока сказать не могу. Сейчас ведём переговоры.

Мне всегда не нравилась мысль замыкать всё в одних стенах, тем более в небольшом городе. Это неинтересно и скучно, а потенциал многих мест полностью не раскрыт.

Кто будет делиться знаниями в вашем культурном центре?

Какие-то события будут нашими: я буду вести свои лекции по современному искусству, продолжим собирать группы для чтения философских текстов, надеемся возродить дискуссионный клуб «Вечерний». Но мы будем рады видеть и инициативы от людей. В течение года у нас планируется порядка 4 крупных событий с участием приглашенных экспертов: актуальные общественные практики, культурная журналистика, информационные технологии в общественной сфере, мастер-класс по социальному театру.

Насколько актуально появление такого центра в Кирове?

Это актуально потому, что на сегодняшний день в городе нет площадки, которая постоянно, профессионально и последовательно занималась бы вопросами современной культуры. От случая к случаю какие-то события происходят, но возможности всё это обсудить, провести рефлексию – нет. У нас нет среды, где можно было бы обсуждать свои идеи.

А что на счёт ЦСИ «Галерея Прогресса»?

Моё глубокое убеждение: таких мест в городе должно быть несколько. Современная культура и искусство крайне многообразны. У всех своя ниша, направленность. У нас, например, не будет возможности делать большие выставки, поэтому это будет дискуссионная, исследовательская и ресурсная площадка.

Какова ваша целевая аудитория?

Наша целевая аудитория – люди, которые хотят что-то делать. Это могут быть и школьники, и пенсионеры, общественные деятели и художники, инициативные люди.

Будет ли какой-то практический эффект от теоретической деятельности культурного центра?

Лучшим результатом будет реализация зародившихся проектов. Например, мы сейчас думаем над тем, чтобы сделать разные форматы поддержки инициатив. Очень часто бывает так, что люди хотят что-то сделать, но не знают, с чего начать. Порой достаточно свести двух людей вместе. У нас какая-то проблема с коммуникацией в социальной и культурной среде. Наша задача – создать такие события и площадку, которые способствовали бы развитию коммуникаций.

Будет ли этот центр самодостаточным или для его деятельности необходимо постоянно заявляться на гранты или искать финансовую поддержку у спонсоров или властей?

Это сложный вопрос, потому что функционирование любого центра – финансово-затратная вещь. Мы стартуем с поддержкой гранта, но надеемся выйти на некоторую самоокупаемость. Не все события будут абсолютно бесплатные. Те, которые заявлены в гранте, они будут бесплатными. Я считаю, что для социальной сферы важно перестать стесняться делать платные события. Даже лекции по философии могут быть платными. Я не вижу проблемы в том, чтобы заплатить деньги за знания.

Какие проекты планируете реализовывать на базе центра?

Я рассматриваю два направления, между которыми постоянно будут возникать мостики: культура как искусство и социальное. Для меня, например, крайне важным является проект, связанный с культурной журналистикой. В городе просто беда с этой сферой. У нас нет журналистов, способных писать качественные аналитические тексты на тему культуры. Это не анонсы, а обратная связь и анализ того, что происходит в сфере культуры, что происходит в театре, какой была та или иная выставка. Это сильно тормозит развитие культуры в городе. Журналистика – это связующее звено между событием и зрителем. Когда зритель нигде не видит текстов об искусстве, а только рекламу, то кто пойдёт на выставку?

Автор фотографии: Анастасия Шумихина

И что будет, когда начнут появляться качественные материалы о культуре?

Вы знаете, какие бывают баталии, когда выходит обоснованная критика? Это повод музеям, выставочным площадкам как-то анализировать свою деятельность. Они могут согласиться или не согласиться с критикой и даже ответить на неё другой выставкой. В итоге получится обсуждение, а любая дискуссия – это двигатель.

Есть ли в России аналоги такого центра, который вы собираетесь открыть в Кирове?

Во многом, это инновационная форма. По большому счёту, можно говорить о том, что мы открываем мини версию центра современного искусства: функционал, который мы собираем – библиотеки, lounge и образовательные зоны – это всё составляющие больших центров. Инновационным будет именно соединение двух сред: культурной и социальной. Такого рода проектов на сегодняшний день крайне мало. Видимо, мы улавливаем какую-то тенденцию времени, потому что в этом году фонд Потанина провели конкурс на создание центров социальных инноваций в сфере культуры. Мы участвовали в нём, но там оказалось очень много заявок. Например, мой коллега из Нижнего Новгорода с командой реализует в Удмуртии проект, где они создали Музей исчезнувших деревень и Музейный квартал. Сейчас вокруг этого центра создаётся коммьюнити. По сути дела, создаётся социально-культурный центр с потрясающими музейными технологиями в деревне.

Способен ли центр современной культуры помогать решать какие-то проблемы в жизни города, общества или отдельных социальных слоёв населения?

Центры современной культуры и искусства часто недооценивают в этом отношении. Современное искусство критично. Оно задаёт вопросы к нашей действительности и к человеку о том, как он живёт здесь и сейчас. Когда человек обращает внимание на проблемы, есть вероятность, что он что-то сделает для их решения.

В современной культуре есть масса технологий о том, как отдельный человек может повлиять на ситуацию вокруг себя. Например, идея инициативы снизу: человека можно научить как что-то сделать, чтобы было лучше – он пойдёт и сделает. А дальше по нарастающей. Но у нас этому нигде не учат. В своё время, меня очень удивил в этом отношении Нью-Йорк. В огромном городе работают некоммерческие организации, которые занимаются современным искусством. Они приходят в отдельный квартал, например, в прачечную и общаются с местными жителями, выясняют, какие у них есть проблемы. После этого они решают, какой проект будут делать конкретно в этой прачечной: уроки английского для испаноговорящих людей, библиотека и так далее. Это могут быть самые разные проекты социальной направленности, реализованные средствами современного искусства.

Это умение выйти к людям и разговаривать – у нас в городе мало кто из общественных организаций так работает.

Наше небольшое пространство может стать точкой роста, где инициативные люди смогут получить возможность обсудить свои идеи.

Часто разговариваю с молодыми ребятами, в частности с художниками, которые уезжают из Кирова. Они едут не только из-за работы. Очень часть уезжают потому, что в городе нет среды, в которой они могли бы расти, общаться, узнавать что-то новое, получить поддержку, советы и критику своим идеям. Я надеюсь, что в рамках этого проекта удастся создать мини-версию такой среды на площадке Культурного центра «Пятый этаж».

Автор заглавной фотографии: Анастасия Шумихина.

Похожие материалы по теме

Вартан Саркисов — биография, образование, этапы спортивной карьеры

Вартана Саркисова можно отнести к плеяде советских спортсменов, которые сами не достигали высоких результатов, но внесли огромный вклад в становление и развитие российской школы классической борьбы.

Вартан Саркисов — биография, образование, этапы спортивной карьеры

Вартана Саркисова можно отнести к плеяде советских спортсменов, которые сами не достигали высоких результатов, но внесли огромный вклад в становление и развитие российской школы классической борьбы.

Алексей Тайчер и его бизнес. Биография предпринимателя, мажоритарного акционера группы «ТФМ»

Алексей Роменович Тайчер прошел путь от помощника директора по финансам транспортной компании до владельца крупного холдинга. Разработка горных месторождений, финансовый и операционный лизинг, грузовые перевозки — это далеко не полный перечень направлений деятельности его предприятий.