Региональная группа общественного контроля за формированием и соблюдением тарифов на жилищно-коммунальные услуги считает, что тарифы на коммунальные услуги в регионе растут необоснованно.
«За последние пять лет с 2013 года тариф на электроэнергию вырос на 29,8%, тариф на теплоэнергию на 22,1% (за последние десять лет он увеличился в 2,6 раза), тариф на водоснабжение на 41%, тариф на водоотведение – 40%. Ожидается значительный рост тарифа в 2019 году на мусорообразование и сбор, сортировку и захоронение твердых коммунальных отходов в расчете на одного человека», - сообщается в акте по результатам общественного контроля.
Вместе с тем, отмечают в ОПКО, экономические условия, влияющие на затраты ресурсоснабжающих организаций как в стране, так и в Кировской области, складываются благоприятно. Инфляция в последние два года не превышает 3% в год, значительно снижены показатели процентной ставки ЦБ РФ, нет роста цен на отдельные виды топлива (уголь, торф).
Однако индексы изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Кировской области, тем не менее, в 2017 и 2018 годах были установлены в максимально разрешенных пределах (4,8% и 7,39% соответственно).
«По нашему мнению, такой резкий подъем уровня платежей экономически вряд ли оправдан. В выступлениях руководителей РСО отмечается потребность в увеличении инвестиционной составляющей тарифа, в связи с чем якобы увеличиваются платежи населения. Однако такой аргумент не может служить основанием, а объемы выполненных инвестиционных планов и программ не подтверждают необходимости такого увеличения», - заявляют общественники.
Как отметил Евгений Сметанин, председатель региональной группы, инвестиционная составляющая тарифа также страдает от недостатка контроля.
«Это значительные средства. Например, в теплоснабжении более 300 миллионов - эта инвестпрограмма. Они называются внебюджетные источники. Но, в отличие от бюджетных средств, их расход не контролируется. Кроме того, ресурсоснабжающие организации получают из бюджета субсидии на возмещение части недополученных доходов. За несколько лет сумма субсидий составила уже 2,4 миллиарда рублей, а вместе с другими формами поддержки - около 4 миллиардов. Рост тарифов во многом связан с экстенсивным развитием бизнеса, когда происходит постоянный рост издержек, а не повышение производительности труда».
Снизить темпы повышения тарифов, по мнению общественников, можно, если область будет участвовать в федеральных программах.
«С тем ростом тарифа, который идет сейчас, необходимо внедрять энергосберегающие, энергоэффективные мероприятия. Как сделали наши соседи. Мы очень любим кивать на Республику Татарстан, так как у них нефть и много денег. Но с достатком региона не связаны энергосберегающие мероприятия и установка индивидуальных тепловых пунктов в Казани и Набережных Челнах. Эти регионы максимально участвуют в федеральных программах и получают финансирование», - заявил Андрей Воробьев, ЖКХ-эксперт.