Сегодня, 7 ноября, в кировском управлении Федеральной антимонопольной службы состоялся брифинг на тему цен на бензин. Его провела Марина Никонова, руководитель управления.
По её словам, в Кирове ситуация с розничными ценами на автозаправочных станциях стабильная. Однако в антимонопольной службе не могли не среагировать на недавние повышения цен на заправках «Движение». В Кирове это вторая по доле присутствия на рынке компания после «Лукойл-Уралнефтепродукт». Но в регионе есть районы, где «Движение» – доминирует или вовсе является единственным поставщиком топлива.
«Цены повышались дважды в октябре. Первое – на 5-10 копеек, второе – существенное: 92-й бензин – на 1 рубль 30 копеек, 95-й бензин – на 2 с лишним рубля. Сейчас, еженедельно получая информацию о закупочных, оптовых и розничных ценах от наших двух крупных участников рынка, мы видим, что закупочные цены в октябре у Чепецкнефтепродукта стали повышаться, чего нет у Лукойла. Из объяснения Чепецкнефтепродукта следует, что повышение розничных цен на их АЗС вызвано повышением цен закупа. Мы сейчас эту информацию проверяем – сделали запрос в компанию, чтобы нам предоставили документальное подтверждение роста оптовых цен», - пояснила Марина Леонидовна.
Она добавила, что в целом оптовые цены повышаются по всей России в секторе, в котором топливо продают независимые участники рынка. Эти цены повышаются, а розница у крупных компаний зафиксирована на уровне 30 мая 2018 года. В данном случае, Чепецкнефтепродукту сложно конкурировать на рынке с основными игроками.
Помимо этого, Марина Леонидовна рассказала, от чего зависит цена на топливо в России.
«В структуре стоимости бензина, по оценкам экспертов, акцизы и налоги составляют от 60 до 65%. Большую роль здесь играют именно акцизы. Если вернуться к началу года, тогда рост цен в рознице спровоцировало повышение акцизов – возросли на 1083 рубля. Это очень большой рост. Примерно на 600 рублей планировался рост с июля. Возросли и налоги на топлино, но есть и другие факторы, которые влияют на рост цен», - сказала Марина Никонова и указала на информацию на слайде:
Существенное влияние на рост цен оказали мировые цены, а именно на нефть марки Brent. В апреле, мае и июне был самый большой рост цен на неё. В такие моменты, у отечественных нефтяных компаний появляется интерес к увеличению поставок нефти за рубеж для дополнительной прибыли. Внутри рынка может образовываться дефицит топлива, что приводит к повышению розничных цен, сказала руководитель кировского УФАС.
Федеральное управление антимонопольной службы предлагало снизить акцизы с 1 июля, увеличить объёмы продажи бензина и дизтоплива на бирже: с 10% до 15% и с 5% до 7,5%, соответственно. Эти меры федеральное правительство и реализовало. Более того, крупные нефтяные компании заморозили цены на АЗС на уровне 30 мая 2018 года. Эти цены действуют сейчас на заправках «Лукойл-Уралнефтепродукт».
Кроме того, правительство РФ заключило соглашение с нефтяниками, по которому компании заморозили оптовые цены на определённом уровне. Если даже один игрок на рынке нарушает условия соглашения, по отношению ко всем участникам будут вводиться экспортные пошлины, которые сделают невыгодной реализацию топлива за границей. Фиксация же оптовых цен на основе средних по России позволит стабилизировать оптовые цены для независимых участников рынка – их доля на внутреннем рынке 62%.