Слушания, собравшие 153 человека, были разделены на два вопроса - об установке памятника в принципе и о выборе мест для установки.
Как напомнил Николай Богачев, и.о. начальника департамента культуры администрации города, с вопросом установки памятника в администрацию обратилась Вятская епархия. Религиозная организация планирует приурочить установку к столетию со дня кончины царской семьи - то есть поставить его нужно до 17 июля. Автор памятника - скульптор из Москвы Ирина Макарова - уже дала своё согласие. Положительное решение по установке вынесла 11 мая и комиссия по контролю за содержанием и сносом памятников, не относящихся к объектам культурного наследия администрации города.
В администрацию, отметил чиновник, также поступило 24 обращения - 10 «за» и 14 «против», однако в ряде обращений протест высказан не в целом против установки, а против выбранного изначально места (веерная лестница на Набережной Грина). От общественных организаций, сообщил чиновник, протестов не поступало.
После выступления Богачева в зале поднялся крик. Собравшиеся начали возмущаться, многие увидели в обсуждениях попытку подмены понятий: вместо того, чтобы провести слушания об установке памятника в принципе, людям сразу предлагают выбрать место. Представитель общественной организации «Русский лад» кричал, что раз Вятская епархия является инициатором установки, то пусть она ставит памятник на своей территории. А в прогулочной части города он будет оскорблять чувства кировчан, которые выступают против его установки.
После него слово взяла Тамара Урванцева, пенсионерка.
«Любая власть должна соблюдать Конституцию. Но установка этого памятника нарушает ряд её статей - например, запрет разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. Вопрос установки этого памятника как раз разжигает рознь между разными социальными слоями населения. Кроме того, в соответствии с Конституцией, власть принадлежит народу, а не группе чиновников, - эмоционально высказывалась женщина. - Помимо того, государство у нас светское. Почему церковь присвоила себе руководящую функцию?»
Кроме того, как объявила Тамара Урванцева, этот памятник - всего лишь копия аналогичного в монастыре в Дивеево. И непонятно, отметила пенсионерка, зачем он тогда нужен, раз он не несёт никакой культурной ценности.
В целом, выступления противников установки памятника звучали крайне эмоционально. Они «прошлись» по личности Николая II, по недостаткам его внутренней и внешней политики. Ряд противников указывал на нецелесообразность установки памятника человеку, который был в нашем городе лишь проездом.
«За памятником нужно ухаживать. К примеру, взять памятник братьям Васнецовым. Многие указывают на его состояние. требуют, чтобы департамент культуры его содержал. Чьи это будут затраты? Муниципальные. И причем здесь, в этом вопросе, епархия?», - высказалась Марина Созонтова, экс-депутат областного Заксобрания.
В свою очередь, представители Вятской епархии указывали на то, что в Кирове много памятников коммунистическим деятелям, и никто их не сносит.
«Как и любая организация, мы вышли с инициативой установки памятника. В последние годы в Кирове были установлены другие памятники, которые могли бы не нравиться епархии или верующим, но они прошли все процедуры. У нас государство не богоборческое. У нас есть памятник Ленину, его никто не сносит, и мы считаем, что и памятник Николаю Второму должен быть как пример семьи и жертвенного служения нашей Родине и понимания того, что есть разные позиции, и они должны существовать», - отметил священник Алексей Лебедев.
Как высказался священник Александр Балыбердин, суть памятника ещё и в напоминании преступления, совершённого против царской семьи - с тем, чтобы такие вещи больше не происходили.
«Во все времена были события, когда убивали царей, королей, но убийство целой семьи - это вообще-то позор. Меня тоже учили по советским учебникам, но когда я узнал об убийстве, я был потрясен, как это могло произойти в моей стране, которую я так люблю? И я считаю, что мы должны об этом помнить. Это памятник не самому Николаю, а царской семье. Не знаю, что говорит ваша совесть, но моя говорит, что памятник должен быть».
По итогам слушаний к общему мнению собравшимся прийти не удалось. Однако глава администрации Елена Ковалёва пообещала, что мнения, высказанные в ходе слушаний, будут учтены при принятии решения об установке - а принимать его будут депутаты на заседании гордумы.