В последние несколько лет лесная отрасль Кировской области претерпевает изменения. Принимаются новые законы, меняется система взаимодействия с приходящими в область инвесторами. О том, к чему ведут нововведения, как сейчас регион работает с предпринимателями-лесопереработчиками и ждать ли области новых инвестпроектов, рассказал Максим Кочетков, заместитель Председателя Правительства Кировской области.
За последние пару лет многое изменилось в сфере освоения лесов в Кировской области. Как бы вы оценили проделанную работу и все эти изменения?
Для начала вспомним, чем ещё недавно славился наш регион. Шумными, скандальными историями - как пример, дело «Кировлеса». Сейчас мы от негатива переходим в конструктивную плоскость. Я не могу поставить оценку своей деятельности. Это делает вышестоящее руководство. Но замечу, что регион уже, если не перешел в зону «отличников» в сфере освоения лесов, но в зону «хорошистов» попадает точно. Так, в прошлом году Кировская область была признана лучшим субъектом в России в области использования лесов. И это благодаря тому, что мы перезапустили формат работы, хоть во многом пришлось нелегко.
Что именно изменилось в отношениях с лесоперерабатывающим бизнесом?
Был принят целый комплекс мер, направленный на совершенствование работы в лесной отрасли: это принятие региональных нормативно-правовых актов, усиление контрольно-надзорной деятельности, взаимодействие с правоохранительными органами и областным Следкомом, внедрение геоинформационных технологий. Что касается приоритетных инвестпроектов, за ходом их реализации мы также строго следим. Отмечу, что каждый такой инвестпроект имеет основные параметры, заявленные в его концепции – это количество рабочих мест, указанные создаваемые или модернизируемые объекты лесной или лесоперерабатывающей инфраструктуры, инвестиции. Все это должно строго выполняться по ходу реализации. Кроме этого, со всеми инвесторами заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, обязательства по которым исполняются.
Сколько «лесных» инвестпроектов сегодня на счету региона?
Инвестиции и инвесторы всегда интересны субъекту, ведь это и налоги, и создание рабочих мест, и, как я уже сказал, выполнение социальных обязательств. Именно промышленность, в том числе лесная, является локомотивом, драйвером развития экономики, это базис, а всё остальное - надстройка. Крупный инвестор для нас важен, и сегодня в нашем регионе реализуется достаточно много инвестпроектов, мы одни из лучших по этому показателю в ПФО. При этом уже четыре инвестроекта завершены, пять находятся на различных стадиях реализации, один – исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В целом, и по завершенным, и по реализуемым проектам вложено уже около 10 млрд рублей, создано более 4 тысяч рабочих мест. Это действительно очень серьезные цифры для региона.
За счёт чего удалось достичь таких показателей?
Каждый субъект борется за инвестора, добропорядочного налогоплательщика, который готов развивать тот или иной бизнес и быть полезным в регионе. Но инвесторов можно привлечь, прежде всего, созданием благоприятного инвестиционного климата.
И как создаётся этот климат?
Прежде всего, за счёт прозрачности и простого механизма взаимоотношений между властью, бизнесом и научным сообществом. И, наверное, нам такие прозрачные и выгодные отношения выстроить удалось благодаря ряду изменений. Например, использованию геоинформационных технологий. Речь идёт, в первую очередь, о системе ГИС-Лес - тоже на тот момент уникальной информсистеме. Она позволяет сократить общение с чиновником до минимума, а также оценить бизнесу свои возможности для развития того или иного направления и многое-многое другое.
Получается, что, по большому счёту, всё ведётся к тому, чтобы у инвестора и всех лесопользователей как можно меньше «болела голова» в процессе работы в нашем регионе?
Именно так. Фундаментальные изменения произошли и в законодательстве. То хаотичное движение, которое было последние 7-10 лет, когда люди не понимали или не хотели понимать, по каким законам работает лесная отрасль, закончилось. Мы за достаточно короткий промежуток времени - полтора года - приняли порядка 10 ключевых правовых актов, которые позволили сформировать стратегический вектор для лесной отрасли. Конечно, сначала восприятие изменений было негативным. Но, когда есть определённые жёсткие рамки, которые нужно соблюдать, работать гораздо легче.
Мы помним, как принимались эти законы. Система поменялась кардинально.
На самом деле это было довольно трудно. Даже, например, на федеральном уровне. Не так давно вместо постановления №419 было принято новое, №190. Мы как раз апробировали новый механизм, когда льгота на лес появляется только после того, как инвестор ввёл новые мощности. Раньше льгота предоставлялась сразу после включения инвестора в перечень приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов. И к чему это приводило? Есть добросовестные инвесторы, которые исполняют обязательства, а есть те, кто спекулирует лесом и исчезает. Статистика достаточно печальная. Но есть и пример нового принципа взаимодействия - Мурашинский фанерный завод. У них уже есть производство, которое они ввели, рабочие места. Они уже показали, что построили, и теперь для развития им нужен ресурс. И они только сейчас подают заявку на включение в список приоритетных инвестпроектов.
Конечно, новый порядок обезопасит регион от недобросовестного бизнеса. Но не отпугнёт ли он новых инвесторов? Любому предприятию будет приятно заходить в регион, где ему дают преференции сразу.
Здесь можно переформулировать вопрос - не установит ли это некий фильтр, который отсечёт всех недобросовестных бизнесменов?
Будем надеяться.
Я считаю, что для действительно серьёзных партнёров, которые заинтересованы в собственном развитии, этот подход даже лучше, он прозрачней, понятней. Бизнесмен, который планирует развивать бизнес, ничего не теряет, потому что преференции он получит в любом случае, нужно только показать результат. А мер поддержки фактически становится всё больше и больше. Сегодня только федеральных существует более ста, а в регионах - более четырёхсот. Зачастую ИП и юрлица не знают даже о всех существующих преференциях и льготах.
Поэтому тесное взаимодействие с бизнесом очень важно. Нам есть, чем гордиться и есть о чём рассказать. И заявок на реализацию инвестпроектов у нас сейчас очень много.
То есть сейчас область может и повыбирать?
Совершенно верно. И критерии отбора очень жёсткие. Лес - это народный ресурс, ресурс наших граждан, и они имеют право спросить, какой инвестор зашел и что он здесь делает.
Есть ли что-то еще в лесной сфере, чем может выделяться Кировская область?
Приведу один пример. В этом году завершился уникальный для региона проект по бесплатному предоставлению древесины для льготной категории лиц. На безвозмездной основе дрова имели право получить ветераны ВОВ, герои СССР и России, кавалеры Ордена Славы. Данный проект мы реализовали в городе Слободском и на территории Слободского района. И могу заметить, что проект был тяжёлый: за время реализации было обеспечено дровами около 300 домов, это почти 4 тысяч куб./м дровяной древесины. Мы получили огромное количество благодарностей от жителей и глав поселений. Таких проектов ни в одном регионе до этого не было, нам даже пример не с кого было взять. Конечно, в процессе выявилось выявили немало проблем, однако мы справились и задачу выполнили. Мы обязательно проанализируем все моменты и постараемся в этом году расширить географию проекта, привлекая не только собственные силы, но и инвесторов.