Участники госзакупок в Кировской области стали больше жаловаться в УФАС

Это говорит, в том числе, о том, что организации всё больше защищают свои права.

Более 34 тысяч закупок разместили заказчики Кировской области на сайте госзакупок в течение 2017 года. При этом выросло число жалоб от участников торгов. Об этом сегодня, 25 апреля, рассказали антимонопольщики. 

По сравнению с 2016 годом в Кировской области увеличилось количество жалоб, которые комиссии УФАС рассмотрели по существу в прошлом году: 420 жалоб – 2017, 253 жалобы – 2016. Выросла и доля жалоб, которые контрольный орган признал обоснованными – 35 против 84.

«Мы связываем такой рост с тем, что количество потенциальных участников торгов увеличилось. Во-вторых, больше участников пытаются отстаивать свои права на участие в закупках, если с чем-то не согласны», - пояснила Ирина Фуфачева, заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок Кировского УФАС России.

Спикер отметила, что в 2017 году отмечен рост количества жалоб в адрес федеральных, областных и муниципальных заказчиков.

«Очень много было жалоб на отклонения заявок на участие в закупках от муниципальных заказчиков. Комиссия УФАС выявляла в том числе нарушения со стороны заказчиков. Они создавали такие инструкции, по которым участники закупки не могли правильно оформить заявку», - добавила Ирина Николаевна.

В прошлом году также  выросло и количество обжалований решений Кировского УФАС. Так, через суд прошло более 30 решений, из них 23 вступили в законную силу, 1 дело региональное УФАС проиграло, 14 дел находятся на рассмотрении в судах в настоящее время. Участники торгов подали иски в суд на решение УФАС по разным причинам: это и жалобы, и включение или не включение участников в реестр недобросовестных поставщиков.

Ещё одно направление контроля реализации закона – проверки. В 2017 году контролирующий орган провёл на 37 проверок больше, чем в 2016 году – 123. При этом нарушения выявили в 111 закупках, что на 39 случаев больше, чем годом ранее. Ирина Фуфачева подчеркнула, что большинство проверок – это инициатива со стороны заказчиков. Они обращаются в УФАС за тем, чтобы устранить нарушения на начальном этапе. Структура нарушений: 48% случаев связаны с нарушениями при подготовке документации, 17% – отказ в допуске к закупке, 18% – нарушения в части размещения информации в Единой информационной системе, 17% – прочие.

За прошлый год управление обжаловало закупки на общую сумму начальных цен контрактов более 1 млрд рублей.

«Сумма очень большая по сравнению с 2016 годом – там было более 450 млн рублей. Сюда попали закупки, которые проводились муниципальными заказчиками по ремонту и строительству дорог. У одной только ДДХ были обжалованы 15 закупок на ремонт дорог и сумма была более 600 млн рублей. Попались у нас и администрации Малмыжского и Уржумского районов тоже по строительству и ремонту дорог», - отметила Ирина Николаевна.

Реестр недобросовестных поставщиков пополнился на 41 участника в 2017 году. В 2016 году в список попали 22 организации.

В целом, в 2017 году за нарушения в реализации закона №44-ФЗ УФАС по Кировской области наказали виновных на сумму 1 млн 390 тыс. 800 рублей.

Помимо итогов работы в 2017 году, Ирина Николаевна рассказала о новинках в законодательстве о контрактной системе. Например:

  1. С января 2017 года изменены требования к участникам закупки – необходимость декларировать отсутствие судимости у должностных лиц и административной ответственности у юридических лиц в течение 2 лет до момента подачи заявки.
  2. С мая 2017 года – изменение сроков оплаты по контракту: малый бизнес должен получать оплату в течение 15 рабочих дней, а не 30, как было ранее.
  3. С 6 августа 2017 появилась новая статья в кодексе административных правонарушений, которая предусматривает административную ответственность должностного лица за нарушение сроков и порядка оплаты.
  4. С 11 января 2018 года – заказчики получили право не размещать закупку повторно, если после торгов выяснилось, что победитель не соответствует требованиям. Законодатель в таком случае постановил отказываться от заключения контракта. Теперь заказчик может заключить контракт с иным участником закупки, который предложил наиболее выгодную цену.
  5. Товарные знаки можно указывать при любой закупке с обязательным сопровождением словами или эквивалентом.
  6. С 1 июля 2018 года появится новое требование – отсутствие установленных законодательством ограничений на участие в закупках; заказчики будут снижать стоимость контракта на размер налогов, сборов и обязательных платежей для физлиц и юрлиц; перевод конкурентных закупок в электронную форму.

Похожие материалы по теме